7109

Не ошибись, вырывая пути!

Рулевой Алматы Бауыржан БАЙБЕК посетил городское трамвайное депо, после чего было решено приостановить его (депо, а не акима) деятельность. И действительно, слишком уж часто в последнее время рельсовый транспорт попадал в сводки чрезвычайных происшествий.

Напомним хронику событий. 21 сентября неуправляемый трамвай снес 14 автомобилей по улице Байтурсынова. Аналогичное ДТП произошло 13 октября - и снова электросостав начал таранить автомобили, потеряв управление. В обоих случаях причина трамвайного “самоуправства” до сих пор точно не установлена - по одной из версий, у транспорта отказали тормоза. Почему они стали отказывать именно осенью 2015 года, с приходом нового акима? И почему 27 октября у очередного трамвая отлетело колесо, хотя до этого желтые вагоны на протяжении всего периода эксплуатации попадали в ДТП гораздо реже, чем, например, китайские грузовики?
Правда, когда аким прибыл в депо, сразу появилась новая информация: в прошлом году трамваи 20 раз сходили с рельсов, а за девять с половиной месяцев этого года - уже 43 (!) раза, трамвайные пути давно находятся в аварийном состоянии, причем настолько аварийном, что их дальнейшая эксплуатация не представляется возможной. Поэтому тут же была вынесена резолюция “временно приостановить работу депо”. Формально это означает прерывание деятельности на неопределенный срок, но акимат уже заявил, что “весь коллектив (депо. - Т. Б.) будет трудоустроен и при необходимости пройдет профориентационное обучение”. У нас, как известно, по традиции нет ничего более постоянного, чем временное. Всем же понятно, что будет дальше?
Как в песне поется: “И вот приплыл трамвайчик, и чушь любовную нести уже не надо, мальчик”.
Впрочем, это лирика. Перейдем к матчасти. В городе последнее время работали всего два трамвайных маршрута - № 4 и 6, по которым курсировало 20 составов. То есть их должно было быть 20 (столько в наличии в депо), однако на маршрут выходило максимум 10 трамваев. Таким образом, вопрос отладки всей системы элект­рорельсового пассажирского транспорта Алматы - это вопрос ремонта 10 машин и колеи. Что, честно говоря, не требует ни колоссальных капиталовложений, ни перестройки существующей инфраструктуры.
Другой вопрос: зачем вообще мегаполису трамваи? И на него можно ответить по-разному. В зависимости от того, какая цель преследуется и какой ответ нужен.
Да, трамвайная сеть и парк транспорта в том виде, в каком они сейчас существуют, себя изжили. Но повод ли это отказываться от них?
Западная Европа, на опыт которой мы так любим ссылаться, пережила пик отказов от трамваев в середине прошлого века: тогда считалось, что прогресс должен вытеснить рельсовый транспорт из города - как архаично-железнодорожный. Но спустя несколько лет именно прогресс заставил европейцев вернуться к трамваям - выяснилось, что при современных технологиях из всех видов наземного общественного транспорта только рельсовые вагоны благодаря своей вместимости способны обеспечить обслуживание все увеличивающегося пассажиропотока. Поэтому трамваи заполонили Европу - сейчас они весело громыхают по всем большим городам Старого Света.
Трамвайная ветка в Алматы начинается практически у Малой станицы и тянется по Толе би до Момышулы - по сути, именно она могла стать основной линией для переброски пассажиров из цент­ра города в спальные районы города и обратно, при условии обособленности линии и бесперебойного движения трамваев (тем более что линия уже существует и ничего придумывать не надо). Могла - да не стала, ибо каждый новый аким Алматы то пестовал идею монорельсового транспорта, то закупал троллейбусы, то строил метро... В результате трамвайная сеть медленно, но верно загибалась под маниловские мечтания властей о том, как превратить южную столицу в город будущего с летающими на магнитных подушках гондолами.
Байбек пока что своего планов громадья не озвучил - известно лишь, что несколько городских автобусов изменят свои марш­руты в связи с “устранением” трамваев. Неизвестно, что будет с депо и рельсовой сетью. Если их уничтожат, то любимый город лишится еще одной уникальной особенности. Да-да, как ни странно для властей, но именно атрибуты неглубокой старины - вроде трибуны на площади Республики, Зеленого рынка и аутентичных трамваев - придают Алматы шарм и привлекают в него туристов, а вовсе не новые рестораны и ТРЦ! Одним словом, людей привлекает то, что существует давно и стало неотъемлемой частью города.
Помните об этом, когда начнете выковыривать чугунные рельсы! Завтра могут так же сковырнуть и вас.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть