Той - хана?
Народная артистка КазССР Роза РЫМБАЕВА на сцене уже 40 лет! Жломана си, тамана глэт. От Розы Куанышевныдо МС Сайлаубека:о том, куда катится наша эстрада и кто ее туда катит, мы поговорили с музыкальным продюсером Алуа КОНАРОВОЙ (на снимке).
- Давайте с Сайлаубека и начнем.
- Изначально появление Сайлаубека я восприняла как очередное явление из Интернета, то есть реакции на него не было никакой. Было лишь неприятно видеть, что выпившего, побитого человека выкладывают в Сеть. Смешно, как многим, мне почему-то не было. Чуть позже, обнаружив, что вся Сеть пестрит роликами с новоявленным рэпером, я задумалась о том, насколько жестоки люди, выкладывающие такие видео и не задумывающиеся о том, как на этот стеб реагируют близкие новоявленной “звезды”.
Сайлаубек - точное отражение нашего с вами социума, показывающее уровень общества в целом. Не могу сказать, что он не обладает слухом и голосом вообще, но его собственная интерпретация известных песен не воспринимается всерьез, по крайней мере мною.
Я абсолютно не против такого явления, это проходящее. Сейчас, насколько мне известно, Сайлаубек вроде бы перестал пить и наконец самостоятельно зарабатывает себе на хлеб посредством выступлений на тоях и в ночных клубах. Но есть некая проблема в том, что теперь Сайлаубека в связи с его громкой, но сомнительной славой стали вытаскивать на большую сцену. Это я считаю неприемлемым, так как на этой самой сцене находятся маститые артисты страны, такие как Роза Рымбаева, “Дос Мукасан”, поэтому тарабарщина псевдоартиста под чужую “фанеру”, сопровождаемая громким улюлюканьем толпы, весьма удручает. Возможно, я слишком серьезно отношусь к этой ситуации, но мне совсем не хочется, чтобы народ привыкал к подобному и считал это явление нормой.
- Кстати, в последнее время наблюдается всплеск народного интереса к незатейливой попсе вроде “Қызыл өрік” или “Чип-чип-чип”. По той же причине?
- Я долго анализировала этот процесс. Сначала недоумевала, затем негодовала, а сейчас просто поняла, что эти песенки тоже абсолютное отражение нашей жизни. Народ из-за сложных социальных условий, часто невозможности получить хорошее образование, работу, попросту не хочет думать - он хочет веселиться. А эти песенки помогают, видимо, людям расслабиться, отвлечься от сложных будней и поднять себе настроение. Есть и другой фактор: песенки с дастарханов перекочевали на телевидение и большую сцену. Что поделать - сейчас время рейтингов и конъюнктуры, и все стараются поднять себе просмотры, идя на поводу у публики. Но я считаю, что народ необходимо воспитывать, прививать ему вкус, учить задумываться. Это касается не только музыки, но и кино, телепередач, отечественных сериалов и так далее. Я думаю, мы находимся в некоем переходном периоде, который переживала любая страна в период перехода от одного строя к другому. Нужно просто подождать, и, надеюсь, все изменится к лучшему… Очень надеюсь.
- Сейчас все говорят о кризисе. Как он отразился на артистах? Дедолларизация эстрады уже произошла?
- Конечно, дедолларизация произошла, как и в любой другой сфере, причем довольно давно. Не берусь говорить за всех, но в моей компании расчет идет в тенге уже приличное время. К тому же наши заказчики - крупные государственные и частные компании или ивент-агентства - а они, как правило, работают только за безналичный расчет и, соответственно, только в национальной валюте. Мы, знаете ли, исправные налогоплательщики. Кризис отразился весьма ощутимо и на размере гонораров, и на количестве концертов, посредством которых мы зарабатываем.
- Обострилась ли в связи с этим конкуренция между исполнителями?
- Да, конечно. Артистов стало гораздо больше, а сейчас еще появилось такое понятие, как демпинг.
- Но, с точки зрения заказчика, демпинг - это очень хорошо!
- Да, есть такой момент. Именно в такой ситуации и проявляется разобщенность в отечественном шоу-бизнесе, отсутствие поддержки друг друга, у нас каждый сам за себя. Цены изначально как-то согласовываются, а когда дело касается переговоров непосредственно с заказчиком, все договоренности забываются. Это и понятно, кушать хочется всем…
Но, слава богу, есть заказчики постоянные, которые весьма придирчивы в выборе артиста на то или иное мероприятие.
Вообще сейчас появилась тенденция четкого деления артистов на тойских и не тойских. Многие из второго фронта переходят на сторону первого, поскольку именно там заработок и стабильность. Мне как музыканту сложен переход в жанр тоев. Хотя у группы “Ринго”, к примеру, есть в репертуаре крутая песня наших мэтров, группы “Дос-Мукасан” - “Той жыры”. Но там и мелодика, и текст хороший, ее исполнять не стыдно. С другой стороны, каждый все-таки сам решает, что петь и когда. Другое дело, я все-таки надеюсь, что слушатель со временем сам начнет отличать качественную музыку от плохой (здесь имеется в виду примитивная музычка с незатейливым текстом и мелодикой, дешевой аранжировкой и некачественной записью).
- Ваши подопечные регулярно получают призы на международных конкурсах. Отражается ли это на их статусе внутри страны, помогает ли как-то в дальнейшем?
- Да, конечно. Это поднимает статус, увеличивает так называемые продажи, размер гонорара, популяризирует и дает возможность для выезда на зарубежные гастроли. Хотя те же “Ринго” впервые выехали в Китай на гастроли через два месяца после ротации их первого видео.
- Многие музыкальные продюсеры развивают параллельные направления - Эрик ТАСТЕМБЕКОВ, например, занялся ресторанным бизнесом. Планируете ли вы что-то подобное или слишком рискованно?
- Рискованно, хотя я тоже думаю над тем, чтобы заняться чем-то еще. Но точно знаю, что каждый должен заниматься тем, что умеет, и тем, что ему интересно. Ресторанный бизнес, как и торговля, мне совсем неинтересны. Ищу то, чего у нас пока нет. К тому же, как вы понимаете, любой бизнес требует серьезных финансовых вложений. Насколько я знаю, мой коллега (Тастембеков. - Т. Б.) имеет какой-то определенный процент от общего бизнеса, то есть он в партнерских отношениях, а я в партнерстве работать, к сожалению, так и не научилась. Могу это делать только с теми людьми, которым доверяю как себе. Поэтому, возможно, это будут мои же ребята из “Ринго”. Мы обдумываем всевозможные схемы дополнительного бизнеса, который был бы интересен всем и, конечно же, приносил доход.
- О доходах. Кто объективно лучше в этом плане - бойзбенды или девичьи группы?
- Смотря какой бойз- и какой герлзбенд. Если команды нацелены изначально для работы на тоях, то обе они будут приносить хороший доход. Либо одна из команд (в частности, девичья) может быть сделана с упором на определенную категорию заказчиков.
Я все-таки не коммерсант, а просто музыкальный продюсер и творческий человек. О доходе думаю в последнюю очередь, что, возможно, неправильно. Я стараюсь делать качественный продукт, внедрять что-то новое, неординарное на рынок. И как бы, может, громко это ни звучало, мне должно быть не стыдно представлять моих подопечных на международном уровне.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы