2263

Наше дело - плёвое!

Первые в СНГ урны для плевков скоро появятся на улицах Алматы. Подразумевается, что город станет чище - харчки, наконец, полетят в строго отведенные места.

Идея внедрения плевательниц принадлежит благотворительному фонду “Бауржан” и руководителю школы практической рекламы Асхату УСКЕМБАЕВУ. По мнению авторов проекта, плевательницы позволят обратить внимание горожан и гостей мегаполиса на загрязненность улиц и, соответственно, повысят культуру поведения населения. Каким образом плевательницы будут очищаться, пока неизвестно, хотя объем сосудов, выполненных в виде перевернутого зонта, ясно дает понять: именно уборка урн станет одной из основных проблем при их эксплуатации - недостатка в “загрузочном материале” точно не будет. Впрочем, налицо тот редкий случай, когда наплевательское отношение нашего народа ко всяким буржуйским инновациям - только на руку организаторам проекта.
Задумка, как водится, не нова, и при желании авторы могут сослаться на международный опыт. В Гонконге, например, урны стоят повсеместно - говорят, что ставят их специально для китайцев, которые исторически считаются самой харкающей нацией в мире. Надписи около плевательниц прямо призывают: “Плюйте сюда, а не на землю”. Различные источники пишут, что отторжение мокроты через рот восходит к корням древней восточной культуры, которая учит: держать в себе лишнее нельзя, так как это засоряет организм.
С этой точки зрения многие наши соотечественники прямо стремятся к тотальной внутренней стерильности - антропогенные лужи возле любой автобусной остановки красноречиво свидетельствуют о непрекращающемся процессе самоочищения нации.
Есть и другое объяснение тотальной тяги к расплевыванию. Это насвай. На Диком Западе в салунах стояли специальные плевательницы, которые бравые ковбои лихо наполняли жеванным табаком. В казахской степи плевательниц не было, поэтому насвай сплевывался просто куда придется. Со временем это стало проблемой, поскольку заплевывание всего кругом приводило к распространению туберкулеза.
В целях борьбы с этой “болезнью нищих” правительство КазССР несколько раз издавало специальные директивы, в частности, постановление №82 от 1963 года “О неотложных мерах по борьбе с туберкулезом”. В специальных документах оговаривалось в том числе обязательное наличие у граждан плевательниц, и до 70-х специальные комиссии проверяли, насколько добросовестно казахстанцы туда плевали. Правда, плевательницы были персональными, со специальными крышками - в медицинской практике такие до сих пор используются в противотуберкулезных диспансерах. На улицах плевать запрещалось в принципе.
С тех пор много слюны утекло, о домашних плевательницах уже никто не помнит - все харкают на улицах. И вот что интересно: в прошлом году горздрав Алматы заявил о вспышке заболеваемости туберкулезом и стал экстренно рассылать по городу мобильные флюорографические установки.
Никто не объяснил, насколько это связано именно с заплеванностью улиц, но в частной беседе фтизиатры подтвердили: патогенная микрофлора очень хорошо и быстро распространяется именно посредством мокроты. Которой буквально залиты алматинские улицы.
В общем, большие урны для плевания, с одной стороны, призваны обратить внимание горожан на проблемы культуры, а с другой - могут сами стать очаговыми распространителями туберкулеза. А между тем, как заявили авторы проекта, намерение установить наружные плевательницы уже подтвердили аэропорт и метро Алматы (у нас и внутри метро плюют?!).
Прямо-таки засада! Хоть не плюй вообще... Возможно, кстати, что именно такое решение могло бы стать оптимальным в данной ситуации. Но все свидетельствует о том, что такой путь мышления слишком сложен. В прошлом году в Алматы появился интересный арт-концепт: вокруг канализационных люков художники нарисовали батыров - так, что каждый люк превращался в щит. Казахская пресса тут же взвыла о надругательстве над памятью народа: дескать, на тротуары плюют и бросают окурки, а вы тут батыров рисуете. О том, что можно не сплевывать на рисунки и не кидать мусор, как-то речи не зашло. Следующим шагом, видимо, будет открытие специальной улицы для езды задом (молодожены так хотят - что поделаешь!) и установка женских манекенов для битья, поскольку современные казахстанские мужчины не могут не бить женщин.
Вот тогда и заживем! Тьфу-тьфу-тьфу.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть