Музейные фронды
Вокруг Центрального музея РК в Алматы снова разгорелся скандал - руководство музея против его передачи в городское подчинение. Город, в свою очередь, очень “за”
апомним предысторию конфликта: после слов президента НАЗАРБАЕВА о том, что объекты культуры надо бы передавать на баланс местным администрациям для более оперативного управления, экс-аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ написал соответствующее письмо в правительство. Было это в 2012 году. Премьер-министр тоже отписал обращение в профильные министерства на согласование - и с тех пор, в общем, согласования все продолжаются. Обострилась ситуация сейчас, потому что новый аким Бауыржан БАЙБЕК продублировал обращение, и в воздухе, как это всегда бывает при новом руководстве, запахло переменами. Все в предвкушении. Хотя решать-то вопрос все равно будет правительство при участии министра культуры и спорта Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ.
Зачем городу Центральный музей? Во-первых, мегаполис желает заполучить его не просто так, а вместе с трансфертами из республиканского бюджета, а это ни много ни мало 320-350 млн. тенге в год. Деньги лишними не бывают. Во-вторых, как заявил в интервью сайту radiotochka.kz
заместитель начальника управления культуры Алматы Ерболат АУЭЗОВ, городу нужно достойное помещение под музей истории города. В-третьих, как уверяют сторонники городской администрации, ЦГМ РК во многом дублирует функции открытого в Астане Национального музея (который, к слову, забрал часть фондов себе) и не обеспечивает культпросвет в современном понимании этого слова. В-четвертых, как ни странно, у управления культуры Алматы очень мало подчиненных ему ведомственных предприятий - большинство городских культурных учреждений, включая музеи и театры, стоят на балансе Министерства культуры и никак не относятся к горадминистрации. Хотя претензии по их работе получает именно акимат. Поэтому акимату очень хочется разжиться хорошими локальными площадями, на которых можно было бы проводить свою культурную политику. Ну и, видимо, зарабатывать.
ообще из кулуарных разговоров с городскими культрегерами явственно следует, что Центральный музей в его нынешнем состоянии очень сильно их раздражает. Искусствоведы, с которыми удалось поговорить, тоже не в восторге от деятельности заведения - ни один из них не смог вспомнить, проводились ли там какие-нибудь интересные перформансы и вообще была ли активность за последние годы, кроме “Ночи в музее”.
Однако сотрудники музея уверяют, что предприятие постоянно осуществляет исследовательскую и научную деятельность. Как сообщает сайт музея, ЦГМ РК занимается научно-исследовательской, реставрационной, культурно-образовательной деятельностью, постоянно проводит разнообразные выставки (в том числе и за рубежом), восстанавливает и оцифровывает фонды, организует научные экспедиции и так далее. По словам руководителя центра культурно-образовательной работы ЦМГ Анны КУЩЕНКО, в год музей проводит до 35 выставок, в том числе международных - недавно, к примеру, были экспозиции, посвященные японской и корейской культуре. Музей активно посещают школьники, там постоянно проходят разнообразные мастер-классы и тематические мероприятия.
- Дело в том, что нужно разграничивать шоу и музейную деятельность, - говорит Анна Викторовна. - Наш музей - это основа для получения знаний по истории и культуре Казахстана, здесь все в подлинниках. Я ничего не имею против шоу-программ, которые продвигает акимат, но это другая культурная сфера.
Кстати, один из самых веских для общественности аргументов дирекции музея - это ранняя риторика горадминистрации о том, что в ЦГМ откроется “многофункциональный культурный центр”. За этой туманной формулировкой обычно скрывается желание сделать что-нибудь с повышенной прибыльностью, что во время кризиса как нельзя более кстати. Подходит ли для этих целей Центральный государственный музей? Правда, теперь тот же Ауэзов заявляет, что не собирается “превращать музей в шашлычную”. А во что собирается?
На этот вопрос управление культуры не может дать однозначный ответ, поскольку само не знает - утвержденного проекта модернизации ЦГМ нет. Да и не может быть, пока музей в республиканском подчинении. То есть акимат сначала собирается забрать его себе, а потом уже решить, что конкретно с ним делать. А если вместо шашлычной откроется донерная, это будет поводом предъявлять претензии Ауэзову или нет? Формально же свои обещания он не нарушит.
ще один больной вопрос - зарплатный повышающий коэффициент 1,7, согласно которому сотрудники музея получают зарплату. Г-н Ауэзов уверяет, что акимат сделает перерасчет и работники ничего не потеряют. Но механизм не объяснил. А как насчет нарушения бюджетной дисциплины? Каким образом городской музей сможет обеспечить уровень зарплат учреждения республиканского подчинения, если это прямое нарушение закона? Да и кому это вообще в акимате надо?
- Ауэзов лукавит, потому что существует постановление правительства о повышающем коэффициенте, - говорит заместитель директора ЦГМ Бейбиткали КАКАБАЕВ. - И честно говоря, это не его уровень - делать подобные заявления. Музей передадут городу, и потом уже ничего не сделаешь. Где Музей репрессий, который мы сделали и передали городу? Вот спросите у них о нем.
- Почему ЦГМ так боится потерять республиканский статус?
- Потому что республиканский статус - это уровень, на котором работают ведущие музеи мира. А с ними мы активно сотрудничаем. Нигде в мире смена статуса музея не идет “на понижение”, если его меняют, то всегда в сторону большей представительности. Как было, например, с музеем Будапешта. Статусность - это масштаб, свидетельство роли музея в культурной жизни страны. Как мы будем работать дальше с ведущими музеями мира, будучи предприятием городского уровня?
- Одна из претензий в ваш адрес - ЦГМ дублирует Национальный музей РК в Астане.
- Глупость. Наша коллекция собиралась около 200 лет. Мы давно существующий музей с налаженной научно-исследовательской, образовательной деятельностью. Как мы можем дублировать то, что открылось год назад? Те, кто так говорит, просто не понимают, в чем заключается миссия музеев. В одном из интервью бывший начальник управления культуры Кайрат КУЛЬБАЕВ сказал, что в музее “должно пахнуть кофе”. Ну вот они, наверное, этого и добиваются.
- Еще вам в вину ставят закрытость и “полумертвый” образ деятельности.
- Наш музей в год посещает около 130 тысяч человек - как он может быть полумертвым? Это очень хороший показатель, на уровне аналогов в том же Санкт-Петербурге. При этом цена билета, например, в музее Кастеева - 500 тенге, а у нас - 150-200 тенге.
- Почему вы не можете сотрудничать с акиматом, не меняя статуса?
- Мы первые начали делать в Казахстане международную акцию “Ночь в музее” и провели ее уже 10 раз. На пространстве СНГ, по-моему, только нам удалось выдержать такое постоянство. Так вот, когда мы начинали, то попросили акимат предоставить нам автобусы для курсирования между музеями - так было бы удобно для горожан, и гораздо больше людей смогло побывать в музеях. Но они даже разговаривать с нами не стали.
P.S. Ерболат Ауэзов не стал комментировать ситуацию, сославшись на занятость перед Днем города, но обещал ответить позже.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы