Много шума - и ничего
Министр образования и науки Аслан САРИНЖИПОВ почти официально заявил, что переход на 12-летнее среднее школьное образование отложен на неопределенное время, подтвердив нашу информацию (см. “Не сдюжили...”, “Время” от 17.1.2015 г.). Среди причин “много факторов, в том числе и финансовые”.
Обществу столько лет внушали мысль, что двенадцатилетка - это хорошо и жизненно необходимо, что уже давно убедили в обратном. Родители привыкли мыслить “низменными”, материальными категориями: их заботят обеспеченность детей учебниками и система отопления в школе, а сверху говорят об интеграции в мировое образовательное пространство.
Не так давно сайт abai.kz проводил “прямую линию” с министром образования и науки Саринжиповым, и подавляющее большинство “школьных” вопросов касалось именно дефицита пособий, низкого уровня преподавания, а также плохой материально-технической обеспеченности учебных заведений в регионах. Про неоспоримые преимущества 12-летней системы образования, принятой во всем мире, никто почему-то не спросил. Хотя поводов много. В государственной концепции по переходу на новую образовательную модель есть такие прекрасные строки, объясняющие суровую необходимость обновления стандартов школьной подготовки: “Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества”.
С учетом вышеизложенного вопрос типичного родителя на “прямой линии” мог бы прозвучать так: “Уважаемый Аслан Бакенович! У моего ребенка проблемы с ценностно-ориентационной компетенцией. Такое ощущение, что он не совсем верно соотносит свои возможности с реальной перспективой планирования (определения из упомянутой концепции. - Т. Б.). Как вы думаете, не связано ли это с тем, что мы на 1 сентября снова остались без учебников?”.
Формальным основанием для перехода на двенадцатилетку является интеграция в европейское образовательное пространство, подписание декларации европейского совета и Лиссабонской конвенции о присоединении ко всемирному образовательному пространству. Замечательные намерения, особенно с учетом нормы о взаимном признании квалификаций. Сложности могут возникнуть только на этапе фактического внедрения нового формата, поскольку Лиссабон, как известно, не Караганда. Во всех развивающихся странах проблемы привыкли “заливать” деньгами, и мы не исключение. Когда денег много, можно строить школы и колледжи мирового уровня (не особо задумываясь над тем, что уровень задают преподаватели, а не стены), закупать самое дорогостоящее оборудование (на котором некому работать) и отчитываться о том, что переход на новые рельсы успешно осуществлен (подменяя фактическую реализацию бумажными реляциями).
Интересно, что переход школы на двенадцатилетку откладывали несколько раз. В предпоследний раз объявили, что массовый переход начнется в этом году, а полностью обновление системы образования закончится к 2020 году. Что характерно, объективные причины переносов ни разу не были разъяснены общественности - министры всегда ссылались на множество факторов, не вдаваясь в подробности. И оставаясь при этом убежденными сторонниками реформы.
И в этот - последний? - раз г-н Саринжипов упоминает много факторов для отмены реформы, но всем понятно, что главная проблема - нехватка средств.
Показательно также то, что нигде нет сводной информации по уже вложенным бюджетным средствам в перестройку системы. А ведь это не только строительство школ и обновление материально-технической базы, но и переподготовка преподавательского состава. Учителей у нас почти 300 тысяч. Если все эти годы (как минимум с 2008 года) проводилась реорганизационная работа, то за 7 лет уже потрачено много денег и должны быть достигнуты какие-то результаты. Да что там - за это время можно было уже все школы подготовить к переходу, а в этом просто заявить: уважаемые граждане, реформа успешно осуществлена! Но планомерная и эффективная работа - это, видимо, не то, чем хотят и могут заниматься Министерство образования и науки и власти на местах.
Слишком много факторов мешает, слишком много.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы