Скромное обаяние корпуса “А”
Пока общественность бурно обсуждала новые ПДД, детские автокресла и отмену доверенностей на управление транспортным средством, в стране благодаря отечественным законотворцам без шума и пыли поменялся… общественно-политический строй: введена уголовная ответственность за разжигание СОСЛОВНОЙ розни.
Толковые словари определяют сословие как социальную группу, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству. Сами по себе сословия - порождение и один из основных признаков феодальных обществ, где сын дворянина был дворянином, а сын крестьянина оставался до конца дней своих простым сервом и ничего с этим сделать не мог. Соответственно, существовала регламентация для каждой группы, в общем смысле выражавшаяся в том, что у сеньоров было много прав, а у простых смертных - куча обязанностей. Первой из которых, разумеется, являлась обязанность молча платить налоги и подати в пользу знати.
На данный момент никому не понятно, что значит сословие в контексте современного Казахстана, провозгласившего себя по Конституции “демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы”. Никому, кроме, видимо, Генпрокуратуры, инициировавшей поправки в УК с ответственностью за разжигание сословной розни по статье 174, и сенатора Серика АКЫЛБАЯ. В комментарии, который г-н Акылбай дал порталу tengrinews.kz, есть исчерпывающая формулировка: “Сословная рознь исходит из социального положения. Есть малоимущие, есть богатые, есть очень богатые. Под сословием имеются в виду эти положения. Когда люди хотят расшатать социальную стабильность в обществе, ссылаясь на чье-то богатство или чью-то бедность, это разжигает вражду так же, как революция 1917 года. Это ничего не даст. Надо просто работать и поправлять социальное положение, стараться, чтобы было меньше бедных, нищих”.
Как видите, депутат дает новую трактовку термину “сословие”, не имеющую ничего общего с принятым во всем мире толкованием, но кавалер орденов “Ќђрмет” и “Парасат” ведь не может ошибаться. К тому же разъяснение председателя комитета сената по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам открывает перед простыми гражданами республики огромные перспективы для личного развития. Это во Франции XIII века крестьянин ни за что не мог стать рыцарем, это в казахской Степи XVII века ханский титул наследовали исключительно чингизиды, а у нас сейчас общество равных возможностей. Сегодня ты малоимущий, а завтра заработал миллионы, завел полезные знакомства и - попал в число привилегированных! В корпус “А”, так сказать.
Есть тут, правда, неувязки. В 2012 году заведующий центром теории социально ориентированной экономики Института экономики Минобразования и науки Аманжол КОШАНОВ на презентации обзора экономического и социального положения Азиатско-Тихоокеанского региона-2012 ЭСКАТО заявил, что децильный коэффициент (соотношение доходов богатой части населения к бедной) в нашей стране достигает 29 против 4,8 в развитых странах. То есть 10 процентов самых богатых казахстанцев зарабатывает в 30 раз больше, чем 10 процентов самых бедных. “Расслоение общества достигло предельных размеров”, - заключил эксперт.
Подобные пропасти в распределении доходов - вообще бич сырьевых стран, но самое интересное в том, что, по данным госстатистики, децильный коэффициент в стране в 2013 году составлял 5,6 раза. Почти как в Европе!
В связи с этим сразу возникает вопрос: а не разжигал ли г-н Кошанов ту самую сословную рознь? На основании каких данных он подверг сомнению информацию официального органа, неустанно ведущего народ Казахстана к процветанию? С другой стороны, нет ли и в действиях статведомства признаков разжигания сословной розни, ведь децильный коэффициент мог бы быть и в районе, скажем, трех раз?
Туманность формулировок, всегда являвшаяся родовой приметой отечественного законодательства, на этот раз превзошла саму себя. Официального определения термину “сословие” нет, да и не может быть без развязывания той самой “сословной розни” в условиях победившего капитализма. Однако это не только не усложняет задачу право-судебной системе, но и полностью развязывает ей руки. Чем не сословие, скажем, упомянутый корпус “А”? Полиция? Судьи? Депутаты маслихатов? Кого судить, кого щадить?
Кстати, за разжигание сословной розни, согласно новому УК, могут дать до 20 лет строгого режима. Как за убийство.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы