2986

Бизнес под соусом туризма

Экологи и общественники Алматы выступили против комплексного плана развития горного туристического кластера на 2025-2029 годы. По их мнению, этот проект доведет до крайности горы и национальные парки. Не сделаны даже элементарные расчеты потребностей туристов, утверждают эксперты.

Бизнес под соусом туризма

План был размещен в феврале на портале открытых нормативных правовых актов и вызвал шквал критики. Больше никаких обсуждений документа не проводилось. Проект предусмат­ривает реализацию более 120 мероприятий на общую сумму 656 миллиардов тенге, большинство из которых планируется на особо охраняемых территориях.

Это прокладка дорог, троп, строительство фуникулеров, гостиниц, кемпингов и многое другое. По мнению участников прошедшей в Алматы пресс-конференции, реализация плана приведет к дальнейшему разрушению горных экосистем, ухудшению экологической ситуа­ции, нарушению норм международных конвенций, ратифицированных Казахстаном.

- В комплексном плане не предусмотрено уменьшение антропогенной нагрузки, которая возникла из-за безответственной застройки и избыточного туризма, не запланировано улучшение качества воды и состояния воздушного бассейна города, не намечено решение проблемы с отходами, заполонившими парки, - перечисляет пробелы председатель экологического общества “Зеленое спасение” Сергей КУРАТОВ. - С 2002 года Иле-Алатауский национальный парк числится в предварительном списке ЮНЕСКО. Готовится или хотя бы запланирована номинация? Нет! На его землях хозяйничают многие ведомства, администрация парка фактически утратила контроль над территорией. В результате мы теряем земли (см. “Экосистема трещит по швам?”, “Время” от 14.1.2025 г.).

Чиновники не провели стратегическую экологическую экс­пертизу предлагаемого комп­лексного плана, чтобы оценить его экологические и социальные риски, отмечает эксперт в области экологической политики Елена ЕРЗАКОВИЧ. Не проведены даже элементарные исследования потребностей туристов.

- 90 процентов этого плана касается горнолыжного туризма. А кто эти туристы, сколько из них идут в походы, а сколько занимается лыжным катанием? - задается вопросом Ерзакович. - Кроме данных с постов, нацпарки не располагают другой статистикой. А ведь эти данные помогут оценить нагрузку, понять, что реально нужно развивать в парке и за счет чего это должно финансироваться. Проб­лема подобных планов в том, что они не комплексные, деньги направляют только на интересы тех, кто владеет землей вокруг Алматы и кому нужно повысить стоимость этой земли, получить инженерные коммуникации.

Туроператор, член общественного совета нацкомпании Kazakh tourism и совета по туризму НПП “Атамекен” Алматинской области Вагида САЛИМОВА отметила, что консультации по поводу реализации комплексного плана с представителями турбизнеса не проводились. Она рассказала, что составлен анализ предпочтений иностранных туристов, большой поток которых наблюдается из Азиатского региона:

- Туристы не просят горнолыжные курорты. В числе запросов - национальные парки. У них есть четкое представление, что это дикая природа, животные. К сожалению, приходится объяснять, что вы не увидите животных и краснокнижные растения. У нас 14 нацпарков, 10 заповедных зон. При этом ни на один запрос мы не можем дать туристам то, чего они хотят. Европейцам Казахстан интересен как страна, по которой проходил Великий шелковый путь. В Талгаре есть древнее городище Талхиз, включенное в список ЮНЕСКО. Он умирает в свалке, как туробъект не работает.

По словам Салимовой, непонятно, почему из плана по развитию туризма, несмотря на его “комплексный и кластерный” статус, выпали проекты по открытию новых музеев, выставочных и концертных площадок и других доступных объектов туризма в Алматы, Талгаре, Каскелене и ближайших к мегаполису поселках для их экономического роста.

Активисты выразили сомнение в целесообразности огромных затрат на реализацию плана, предложили сосредоточить усилия госорганов и депутатов на улучшении законодательства, в частности Экологического кодекса. Они требуют добиваться соблюдения законов в первую очередь от госорганов, которые зачастую сами являются нарушителями. Еще ограничить деятельность бизнес-структур на особо охраняемых территориях. И, наконец, запретить или ограничить использование одно­разового пластика в их границах.

Елена КОЭМЕЦ, Алматы

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть