413

Злокачественное образование

Наша республика уже много лет тихо, без особой паники переживает кризис, который тем не менее вполне может обернуться культурной катастрофой. Стране остро не хватает педагогов. Но ещё больше недостает продуманной государственной политики школьного и дошкольного образования

Злокачественное образование
Рисунок Игоря КИЙКО.

Даже статистика по педагогическим кадрам в Казахстане представляет собой чрезвычайно запутанный клубок. Чему там верить, непонятно. Скажем, в январе Министерство просвещения докладывало, что “потребность государственных школ в учителях составляет 2 тысячи 817 единиц”. В августе, по официальной информации, дефицит кадров в школах составлял почти 4 тысячи человек.

По августовским же данным Электронной биржи труда, от организаций общего и среднего образования на портале было размещено более 15 тысяч вакансий. В частности, школам нужны математики (3,3 тысячи вакансий), воспитатели (3 тысячи), учителя начальных классов (2,3 тысячи), русского языка и литературы (2,2 тысячи).

В октябре директор департамента дошкольного образования Министерства просвещения Манара АДАМОВА на брифинге в СЦК оценила нехватку педагогов в 7 тысяч человек.

Но все это меркнет на фоне прогноза Центра развития трудовых ресурсов, согласно которому ровно половину из 10 самых востребованных специальностей на отечественном рынке в 2024 году занимают педагогические. Учителя средней школы по общественным наукам - 31 тысяча вакансий, воспитатели в дошкольном образовании - 27 тысяч, учителя начальной школы - 20 тысяч, учителя средней школы по естественным наукам - 17 тысяч и учителя средней школы по математическим наукам - 16 тысяч.

Итого 111 тысяч! Да, тут речь идет не о прямом дефиците, а о количестве вакансий вообще, однако масштаб понятен. Страна явно нуждается не в двух-трех тысячах учителей, а как минимум в нескольких десятках тысяч.

Научите учителей

Депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА сама педагог по профессии и на заседаниях парламента нередко поднимает вопросы образования. По ее мнению, чем дальше разворачиваются реформы в этой сфере, тем сложнее и путанее становится вся система.

Да, признает она, количество грантов для получения педагогической специальности увеличивается. Причем сейчас в педвузы идут ребята, получившие знак “Алтын белгі”, отличники, лучшие выпускники школ. Понятно, что они поступили только сегодня, им учиться как минимум четыре года, а для того чтобы быть высококлассным специалистом, надо пройти еще и магистратуру. Тогда уже получается пять-шесть лет. Но все же какие-то обнадеживающие перспективы вырисовываются.

Или не очень?

- В педагоги идут в основном на гуманитарные специальности, а в точных науках недостаточное количество специалистов, - замечает Смирнова. - Педагогов начальной школы тоже не хватает, так как идет демографический рост, за которым не успевает система высшего и среднего специального образования. У нас каждый год прибавляется количество детей, идущих в первый класс. Приходят около 300 тысяч человек, а выпускаются из школы, скажем, из 11-го класса, 100 с чем-то тысяч. Планирование и анализ Министерства труда, которое подает цифры Министерству высшего образования на выделение грантов, видимо, не соответствуют действительности. Здесь нужна системная работа, межведомственная, Министерства труда и Министерства просвещения с Министерством высшего образования. Только тогда будет понятно, кого готовить и по чему готовить. Этот вопрос из года в год поднимается, но до конца никак не решается.

Нюанс еще и в том, что мало высчитать, сколько нужно грантов. Необходимо учитывать “выстрелы вхолостую”, потому что часть студентов педвузов просто не попадает в школу. Кто-то учится на педагога, а в итоге идет работать курьером.

Частное слово

Насколько уместно в этой ситуации рассчитывать на помощь частного сектора, то есть на образовательные центры и частные школы? Казалось бы, давайте коммерциализируем образование и горя не будем знать. Государство станет платить деньги частным структурам, зато и учителей будет хватать на хороших зарплатах, и они будут учить детей более качественно.

- Этот подход не имеет под собой оснований для оптимистичного взгляда, - считает депутат. - Все-таки школы должны быть государственными. У нас в Конституции записано, что образование бесплатное, государство его обеспечивает на 100 процентов. Конечно, частное образование у нас развивается очень быстро. Надо отдать должное родителям, которые понимают, что образованность детей - это ключ к успеху в будущем. И поэтому они отрывают средства от своей семьи на образование детей, притом что, повторюсь, по Конституции среднее образование обязательное и бесплатное. Однако даже при активном развитии частного образования и его успехах сейчас возникает очень много вопросов по его финансированию.

Дело в том, отмечает Смирнова, что раньше финансирование частного образования осуществлялось из респуб­ликанского кошелька через ГУ “Финансовый центр”, которое, по ее словам, является едва ли не единственным учреж­дением в Казахстане, не замеченным в коррупционных скандалах.

Теперь же у этого центра отбирают полномочия и передают подушевое финансирование на местный уровень.

- Подушевое финансирование касается как государственных, так и частных школ, - объясняет Ирина Смирнова. - Так вот государственное финансирование идет по своим каналам, и там нет задержек, там все вовремя, там все хорошо. В частных школах сейчас возникли проб­лемы. Там деньги постоянно запаздывают. А у нас уже сложилась ситуация, что определенное число частных школ работает бесплатно для детей именно за счет подушевого финансирования. Насколько мне известно, 17 тысяч детей учатся в таких школах бесплатно, то есть бесплатно для родителей, но платно для государства. Но государство начало спотыкаться в вопросе выделения средств непосредственно в эти школы. И я не знаю, какой дальше будет прогноз на их счет, как они смогут выстоять. Им придется собирать деньги с родителей.

Есть, увы, отнюдь не нулевая вероятность того, что средствам, направленным в местные бюджеты на подушевое финансирование частных школ, найдется другое применение, потому что местные органы вольны решать, какие нужды у них первоочередные.

Спрашивается: из чего вообще возник­ла такая проблема, если эта система нормально работала?

В саду заноза

Еще более неоднозначная ситуация может сложиться с финансированием детских садов. Сейчас в мажилисе рассматривается предложение ряда депутатов перечислять бюджетные средства на оплату детсада… на ваучерные счета родителей.

Опять же, сейчас система худо-бедно, но функционирует. Деньги направляются непосредственно в акиматы, которые комиссионно определяют, какие детские сады работают и куда направлять средства в соответствии с количеством детей.

Теперь же предлагается, что родители, оплачивая услуги садика со своего ваучерного счета, будут более требовательны к дошкольному учреждению и снимут с государства часть ответственности.

Идея не то чтобы совсем плохая, но определенно вызывает вопросы.

Например, если часть детей из-за болезни не будет посещать садик какое-то время, то и оплату за них, соответственно, родители вносить не будут. Но воспитатели-то должны получать фиксированную зарплату. К тому же независимо от количества детей в садике должны гореть свет, работать отопление, готовиться питание. Как детсады будут выкручиваться?

Еще вопрос: когда эти средства поступят через банки второго уровня к родителям, кто будет платить за транзакцию - родители или государство? Понятно, что для банков такая система станет приятным подарком. Но за чей счет?

Бремя вундеркиндов

- Я не вижу никакого света в конце этого тоннеля, - признается Ирина Смирнова. - Наши реформы в образовании - это слон в посудной лавке, когда там уже последнее осталось что-то, ну такое вот тоненькое, держится из последних сил, но туда опять лезут и ломают.

Самое ужасное в этой ситуации, считает она, что загнанными в тупик оказываются дети. При недостатке педагогов очевидным образом страдает качество образования. Восполнять его приходится за счет занятий с репетиторами, в группах продленного дня и в образовательных центрах. По сути, ребенок посещает две школы в день, вместо того чтобы во внеурочное время заниматься какой-нибудь подвижной деятельностью, развиваться творчески или просто общаться с друзьями. Выходит, что казах­станские дети получают полноценное образование в ущерб своему физическому и психическому здоровью.

Корень многих проблем кроется в неоправданно форсированном подходе к начальному образованию, считает учитель начальных классов, педагог-психолог по работе с детьми и подростками Светлана КУЗНЕЦОВА.

- У нас сейчас из садиков детей буквально выгоняют в подготовительные группы, - говорит она. - Получается, что ребенок в шесть лет должен идти либо в школу, либо в нулевой класс, которых у нас не хватает. А он по всем параметрам к школе еще не готов, потому что психологически у ребенка в этом возрасте ведущей все еще является игровая деятельность, а не учебная.

Частные центры некоторым образом разгружают систему образования в этом аспекте, считает она. Но опять-таки ради чего все это?

Когда-то кто-то из наших больших чиновников от образования решил, что дети должны идти в первый класс, уже умея читать и писать. И дальше пошло-поехало. В итоге мы имеем нагрузку и на малышей, и на организации образования. Да, прогресс не стоит на месте, технологии развиваются, но должен же быть какой-то предел, за которым от ребенка не следует требовать слишком многого.

- Иногда ко мне приходят родители первоклашек и хвастают, что ребенок уже английский алфавит весь знает. Я спрашиваю: а зачем? - рассказывает Кузнецова. - Один из принципов педагогики заключается в постепенности обучения - от простого к сложному. Мы же несемся галопом, стараемся впихнуть детям как можно больше знаний как можно раньше, а потом получается, что им даже сказки читать некогда.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть