Кто кому дорогу переехал?
В Шымкенте очередной виток судебных разбирательств в сфере общественного транспорта. И очередные изменения для пассажиров. В автобусах окончательно запретили платить наличными, а для безнала установили столько устройств и QR-кодов, что глаза разбегаются: не знаешь, куда камеру смартфона навести или карточку приложить.
А все потому, что с октября Шымкент стал единственным городом в стране, где конкуренция процветает даже в приеме платы за проезд: вместе с уже привычной всем системой Tolem теперь есть и Avtobys. Только вот первопроходцы, приучившие шымкентцев платить безналом, заявляют, что конкуренция эта нездоровая.
Конфликт между акиматом и разработчиками Tolem ТОО “QazSmartTrans” вышел наружу после заявления руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Ролана ИБРАГИМОВА о том, что договор с компанией расторгнут в одностороннем порядке. И пояснил, что причин для такого решения достаточно и все они связаны с недочетами в их работе и регулярно поступающими жалобами. Но свято место пусто не бывает, поэтому на смену одним уже нашли других.
- К нам поступили десятки заявок от разных компаний на внедрение электронной системы оплаты проезда (ЭСОП. - А. М.), и даже из разных стран, - пояснил Ибрагимов. - Но у большинства был существенный минус: предполагались бюджетные траты, что нас не устраивало. В итоге выбор пал на компанию, которая работает в 17 городах Казахстана, все готова сделать за свой счет, а с помощью ее карт или мобильного приложения шымкентцы смогут оплачивать проезд по всей стране, где она представлена. Так что проблем особых не вижу, наоборот, конкуренция - это всегда хорошо, больше видов оплаты и лучше качество услуг.
***
Однако горожане так и не поняли, какой толк менять шило на мыло: одну компанию, к названию и карточкам которой уже привыкли, на другую.
В управлении пассажирского транспорта уверены: толк есть и будет только лучше. И приводят свои аргументы.
- Четыре года ТОО “QazSmartTrans” работает в системе электронного билетирования. Да, ЭСОП им внедрить удалось, признаем. Однако с частью взятых на себя обязательств согласно подписанному договору они не справились, - пояснил заместитель руководителя управления Шерзат СУТТИБАЕВ. - К примеру, они так и не внедрили диспетчеризацию работы общественного транспорта и мониторинга в режиме реального времени. А тот вариант, что они предложили, не устроил перевозчиков. Кроме того, хромает оперативность в устранении неисправностей валидаторов, что позволяет пассажирам не платить за проезд. И вообще, эти терминалы уязвимы: водители их могут отключить самовольно.
Ну и, скорее всего, главной причиной, по которой Tolem впал в немилость, стал их форменный саботаж в перерегистрации документов компании. Как выяснилось, один из соучредителей ТОО вдруг передал свою долю - а это 50 процентов - акимату. Добровольно и безвозмездно.
- Наладить с ними работу у нас так и не получилось: они четыре месяца под разными предлогами тянули время, не давая нам возможности перерегистрировать документы в юстиции в связи со сменой одного из учредителей. Четыре месяца ждали, а потом расторгли договор в одностороннем порядке. Пассажиры, у кого на карточке Tolem остались деньги, могут их использовать, так как терминалы их еще не отключили.
***
Акимат со своими заявлениями поторопился, уверяют в QazSmartTrans, где намерены побороться за свое место под солнцем.
- Конечно, мы первопроходцы в этом деле, прокладывать дорогу всегда непросто. Однако претензии управления пассажирского транспорта необоснованны, и договор с нами расторгнут незаконно, - заявил директор ТОО Ерлан НУРЛАНУЛЫ. - Поэтому мы обратились с иском в суд, оспаривая решение акимата. 1,2 млрд собственных средств мы вложили во внедрение системы электронной оплаты проезда, привив пассажирам привычку платить безналом, и готовы работать дальше.
Но в чем и акимат, и ставшая неугодной компания единодушны, так это в жалобах на водителей автобусов - тех, что успевают помимо прочего еще и левачить. Именно по их вине, уверяют разработчики Tolem, внедрение диспетчеризации пробуксовывает. Датчики движения находятся внутри валидаторов. Недобросовестные водители отключают питание, выводят из строя терминалы - и вот уже контроля нет, и с пассажиров можно требовать наличные.
С появлением в автобусах контролеров, подотчетных QazSmartTrans, безбилетники вынужденно стали платить за проезд. В итоге оплата выросла на 30-40 процентов, уверяют в компании, что в свою очередь привело к экономии бюджетных средств - около 2 млрд тенге за 16 месяцев, ведь то, что не заплатят пассажиры, возместит казна за счет субсидий - пассажироперевозчики при любом раскладе в убытке не остаются.
Однако и тут началась чехарда. Крупнейшая компания-пассажироперевозчик Shymkent Bus, обслуживающая половину городских маршрутов, решила на радость безбилетникам отказаться от услуг контрольно-ревизионной службы QazSmartTrans и не платить им комиссию 4 процента от собранной платы за проезд.
- Все это направлено лишь на одно - выдавить нас с рынка, - уверяет Ерлан Нурланулы. - В августе этого года управление пассажирского транспорта направило всем перевозчикам уведомления о том, что наша система электронной оплаты проезда вскоре станет недействительной для расчета субсидий. При этом откровенно лоббировало интересы второй компании - ТОО “Smart mobility”, вынуждая перевозчиков подписывать контракты с нашими конкурентами. В итоге наша контрольно-ревизионная служба стала терять эффективность, что сказалось на снижении суммы сборов платы за проезд и увеличило расходы на субсидирование перевозчиков из городского бюджета на 150-200 миллионов тенге в месяц.
***
Стоит отметить, что компаниям-пассажироперевозчикам действительно грех жаловаться на судьбу или немилость властей: 33,2 млрд тенге в этом году выделено из бюджета на покрытие практически всех их расходов. И сумма в ближайшее время вырастет с учетом того, что дефицит водителей будут устранять в том числе и увеличением заработной платы. С 1 ноября их оклады вырастут до 450-480 тысяч тенге за посменную работу через день. Пассажиры, предпочитающие платить водителю, помните об этом каждый раз, когда подаете им свои 70 тенге.
Одновременно с этим растет и количество жалоб на работу общественного транспорта: с начала года уже 12 тысяч обращений, половина из которых связана именно с водителями. А почти 30 процентов пассажиров предпочитают ездить бесплатно.
Стоит признать, что в Шымкенте пока так и не нашли способа заставить всех участников пассажирских перевозок ездить по правилам: одних - платить, других - рулить и не левачить.
Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент