260

Одна рука даёт...

Удивительная ситуация с землями сельхозназначения складывается в Западно-Казахстанской области. Чиновники в упор не замечают латифундистов, которые десятилетиями не осваивают полученные ими участки. При этом люди, работающие на земле, вкладывающие в нее не только душу, но и значительные финансы, рискуют потерять свои наделы. Видимо, чиновники Западного Казахстана пропустили мимо ушей поручение президента оставить в покое крестьян, реально работающих на земле.

Одна рука даёт...

В Западно-Казахстанской области сотни гектаров земель, находящихся в частной собственности или в долгосрочной аренде, десятилетиями простаивают. Местные активисты выявляют такие участки десятками. 

- Мы фактически делаем работу сотрудников земельных отделов и департамента по управлению земельными ресурсами, - говорит активистка Зоя СЛАДКОВА. - Лично я написала штук 20 писем в оба ведомства с конкретными кадастровыми номерами участков, которые не осваиваются, но и не изымаются. Бывает даже так, что земля годами не изымается уже после того, как закончился срок аренды. Однако даже после предоставления конкретных данных земельщики не спешат восстановить законный статус-кво. Максимум, чего удавалось добиться, - это назначение проверки. Правда, делают эту проверку или нет в реальности - неизвестно. Пару раз отвечали: проверку провели, да, действительно земля не осваивается, мы выдали предписание о необходимости освоения. И на этом все. 

Согласно закону на освоение земли дается год после проведения проверки. Началом отсчета является дата вручения предписания об устранении нарушения. Если через год участок остается неосвоенным, его обязаны изъять.

- Вы не представляете, сколько хитростей в арсенале чиновников, - продолжает Сладкова. - К примеру, несколько лет назад я писала письмо с указанием почти 30 участков земли в районе городского парка (см. “Земля необетованная”, и “Земля необетованная-2”, “Время” от 14.11.2022 г. и 11.1.2023 г.). После этого назначили проверку. Однако из двадцати пяти адресов проверили только четыре. Им выдали предписание об устранении нарушений. Ровно через год я написала еще одно письмо с указанием тех же самых адресов. Опять назначили проверку. Но, вместо того чтобы прошлые адреса проверить на предмет исполнения предписания, они проверили новые адреса на предмет использования земли. Получается, и мне на запрос вроде бы ответили, и землю ни у кого не изъяли. Эта переписка длится несколько лет. Меня в земельном отделе узнают по голосу, мы мило шутим, но дело с мертвой точки не двигается. И это только одна история, а у нас таких ситуаций сотни.

Недавно уральцы были возмущены тем, что прибрежный лес в районе мемориального комплекса Победы вдруг оказался огорожен забором с табличкой “Посторонним не входить”. Люди, которые всю жизнь гуляли по дорожкам и загорали на песчаной косе, были весьма озадачены, когда выяснилось, что их лес, оказывается, еще в 2005 году перешел в чьи-то частные руки. При этом на требования назвать фамилию владельца земли в акимате только развели руками, сделав вид, что они и сами не в курсе. Правда, при этом обещали разобраться, в том числе ответив на вопрос, почему за 20 лет эту землю так и не изъяли в госсобственность. 

- Ну на последний вопрос ответ простой, - говорит юрист Расул ИСИН. - Дело в том, что закон обязывает изымать неис­пользуемую землю в пользу государства, но ответственности за неисполнение этого обязательства не существует. Стоит себе участок и стоит. Люди вокруг не знают, что он продан, и не следят за ситуацией. А те, кто должен за ней следить, просто делают вид, что тоже не знают. В конце концов они ничем не рискуют, ведь ответственности за это не предусмотрено. А вот за то, что они “забыли” про участок, вполне возможен какой-то профицит.

Тем более примечательно, что в некоторых случаях забывчивость чиновников оборачивается необычайной активностью. Как правило, когда дело касается простых людей. В таких случаях даже активное освоение земли роли не играет.

Владелец крестьянского хозяйства Даукен КУАТОВ получил землю в аренду в 2016 году. Из 900 гектаров 300 были предусмотрены под пастбища и 600 - под пашню. Восемь лет предприниматель сеет кормовые культуры и косит сено для своего скота. Первые шесть лет все было спокойно, однако в 2021 году районный акимат внезапно решил изъять земельный участок. 

Даукен КУАТОВ (слева).

- Мне прямо сказали: отдавай землю. Конечно, я не согласился. Я на ней работаю, сею, траву кошу, - возмущен Даукен. - И после началось. Первый конф­ликт в апреле, потом в мае собирали собрание, опять настаивали, чтобы отдал участок. Во время сенокоса пришли люди, остановили мои тракторы. На каком основании, ничего не сказали. Я тогда написал в прокуратуру, но заявление то ли потеряли, то ли оставили без рассмотрения. Взамен акимат предлагает мне участок, который находится в 70 километрах от дома. Я инвалид, каждый день 70 километров туда, 70 - обратно, это нереально. Да и мне осталось-то до конца аренды всего два года. Я просил их: дайте мне просто доработать. Тем более у меня сейчас посевы там многолетние, это же тоже вложения. Но они гнут свое.

Акиматовские взялись за крестьянина всерьез. В 2022 году отдел земельных отношений Бурлинского района обратился с иском в специа­лизированный межрайонный экономический суд с просьбой признать договоры аренды, заключенные с Куатовым, недействительными. Мотивировали это тем, что арендатор получил их, минуя конкурс.

- Действительно, закон обязывает приобретать право аренды через конкурс. Но Куатов об этом знать не знал, - говорит адвокат Нурлыбек ЮСУБАЛИЕВ. - Он подал заявление в акимат на получение земли. О том, что он должен был в каком-то конкурсе участвовать, никто не сказал. Просто выдали землю - и все. В любом случае в нарушении виноват акимат, а не он.

Усмотрев эти нарушения, земельная инспекция выдала местному исполнителю - акимату Бурлинского района - предписание об изъятии земельного участка. Отдел земельных отношений подал иск в экономический суд. Суд установил нарушение со стороны акимата и юридический нонсенс: акимат сам выдал землю пользователю и сам же требует расторгнуть этот договор. В результате в иске заявителям было отказано.

Однако чиновники на этом не успокоились. Практически сразу с иском аналогичного содержания в суд обратилась прокуратура Бурлинского района. Суд снова не усмотрел оснований для изъятия земли.

Тем временем Куатову принесли постановление акимата об изъятии участка - якобы для передачи его местным жителям под пастбища. Теперь уже, оспаривая постановление акимата, в суд обратился сам Куатов.

- Они предоставили в суд сведения, что есть некие люди, которым негде пасти скот, и якобы они обратились в акимат с просьбой предоставить им эти 900 гектаров под пастбища, - рассказывает Юсубалиев. - Список большой. Но при этом нет ни адресов, ни телефонов, ни каких-либо контактов. И никаких доказательств, что эти люди вообще проживают на территории этого сельского округа и что у них есть скот. Конечно, мы оспорили это постановление акимата, и суд вновь защитил права Куатова. Но акимат подал кассационную жалобу

Высшая судебная инстанция решение СМАС отменила, отметив в своем постановлении, что, приняв исковое заявление КХ “Куатов” в свое производство, административный суд нарушил принцип подсудности. При этом в том же судебном акте было указано, что истцу вообще не нужно было подавать в суд, а достаточно было выразить свое несогласие с постановлением о принудительном отчуждении его земельного участка.

Несмотря на то что Верховный суд фактически подтвердил право Куатова не возвращать участок, акимат взялся за него еще более энергично. Отдел земельных отношений Бурлинского района уже вручил предпринимателю уведомление и проект договора об отчуждении земельных участков для государственных нужд. 

Крестьянин пошел в Палату предпринимателей “Атамекен”. Однако разговор, в котором приняли участие все стороны конфликта, ничего не дал. Несмотря на все аргументы, аким района сообщил, что они будут добиваться изъятия земли в принудительном судебном порядке.

Сейчас глава крестьян­ского хозяйства находится в смятении. Человек, добросовестно трудившийся на земле все эти годы, в ближайшее время может остаться без плодов своего труда. Особенно странно такое поведение выглядит на фоне заявления президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА о необходимости взвешенно подходить к вопросу изъятия земель и не чинить препятствий тем, кто реально на земле работает. Он дал четкое указание остановить практику изъятия сельскохозяйственных земель, предоставленных с нарушениями акиматами, если эти земли используются по назначению. 

- Если землю взяли с нарушением закона и она не используется, то она должна быть возвращена государству по упрощенной процедуре. Однако если землепользователь честно работает и вложил инвестиции, разрушать действующее производство недопустимо, - прямо указал президент в своем послании народу Казахстана, подчерк­нув, что в последние два года десятки успешно работающих фермерских хозяйств столкнулись с судебными исками об изъятии их земель, несмотря на активное использование этих участков.

Однако чиновникам на местах слова президента, как видно, не указ.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть