4159

В Алматы продолжается печальная эпопея вокруг сноса-строительства здания Дома школьников

Где логика?
Дом школьников на Байзакова - Жамбыла сносят с невиданной скоростью (скрин с видео КТК).

Управление образования с молчаливого согласия замес­тителей акима города Ерболата ДОСАЕВА намеревалось переселить порядка двух тысяч детей в аварийное здание, списанное под снос. И только усилиями неравнодушных общественников это стремление, чреватое печальными последствиями, удалось пресечь.

Снести нельзя оставить

Эта история началась еще три года назад. Здание филиала Дома школьников №2, расположенное на пересечении улиц Гоголя и Шарипова, было признано аварийным и подлежащим сносу. Всех учащихся из филиала ДШ №2, равно как и педагогический состав, в экстренном порядке перевели в головной Дом школьников на Байзакова - Жамбыла. Тогда же зашла речь и о строительстве нового здания на месте аварийного филиала. Аким Алматы Ерболат Досаев поручил даже разработать ПСД проекта. Общественности демонстрировали макеты будущего нового Дома школьников.

Но в какой-то момент чиновники вдруг стали говорить о необходимости сноса и строительства новой творческой обители для детей на месте головного здания. Когда родители и общественный совет при акимате Алмалинского района подняли волну возмущения, власти стали обвинять журналистов: мол, те все напутали и ввели в заблуж­дение, а речь, конечно же, идет о здании на Гоголя - Шарипова.

Но в октябре прошлого года вдруг стало известно, что управление образования Алматы, которое на тот момент возглавляла Ляззат ЖЫЛКЫБАЕВА (в начале июля этого года она назначена акимом Жетысуского района. - Р. Б.), заключило меморандум с компанией “Казахстрой”, согласно которому застройщику на откуп отдали территорию ДШ под строительство жилого комплекса. Взамен “Казахстрой” обещал выделить Дому школьников два этажа в одной из многоэтажек. По этому меморандуму дом детского творчества лишался не только здания площадью 2000 кв. м, но и участка в 5320 кв. м. А взамен получал помещения площадью 2500 кв. м. И вновь общественный совет поднял шум. И снова отстояли здание.

Ляззат Жылкыбаева официально заявила, что меморандум с “Казахстроем” расторгнут и никакого сноса не будет. И даже дала гарантии (см. “Несносный дом”, “Время” от 24.10.2023 г.).

Однако радость победы была недолгой. В мае этого года стало известно, что ДШ все-таки собираются сносить! Ляззат Жылкыбаева от своих гарантий открестилась, но пообещала, что Дому школьников просто построят новое здание на том же самом месте, а его территория останется прежней (см. “Детям здесь места нет?”, “Время” от 14.5.2024 г.).

2 июля стало известно, что Жылкыбаеву назначили акимом Жетысуского района. И буквально на следующий день здание Дома школьников обнесли забором и начали сносить.

Тайный инвестор

4 июля на сайте городского акимата появился пресс-релиз, в котором говорилось, что в Алматы на месте устаревшего здания появится новое: “Дом школьников был возведен в 1951 году и устарел морально и технически, не отвечал современным требованиям предоставления дополнительных образовательных услуг школьникам. В этой связи компанией ТОО “Svoi Dom” (застройщик - ТОО “Акbarys Construction”) в рамках социальной ответственности бизнеса за собственные средства начата реализация проекта по строительству нового современного Дома школьников”.

Поиск по базам данных, в том числе и комитета госдоходов, никакой информации о ТОО “Svoi Dom” не дал. В акимате Алмалинского района нам сообщили, что речь идет о компании Svoy dom. На ее официальном сайте указано, что это супермаркет недвижимости, занимающийся реализацией жилого имущества.

Дальнейшие попытки установить, кто на самом деле является благодетелем и филантропом, решившим подарить городу новое здание Дома школьников, не только не увенчались успехом, но и были восприняты чиновниками всех уровней в штыки.

- Руслан, какая разница, кто застройщик? Главное же результат! У Дома школьников будет новое здание и за счет инвестора, - пенял мне один из районных чиновников.

В пресс-службе городского акимата на мой уточняющий вопрос, кто же реальный инвес­тор, пообещали сообщить информацию позже и... пропали. Зато на заборе вокруг сносимого здания появился техпас­порт, в котором черным по белому указано, что генеральный подрядчик - ТОО “Интер-групп Олжа”, генпроектировщик - ТОО “Ортикон”, а технадзор осуществляет ТОО “EVA corp”. Как видите, ни о Svoi dom, ни об Акbarys Construction нет ни малейшего упоминания.

Нелогичные действия

Но это все оказалось цветочками. Самое интересное выяс­нилось позже: управление образования решило на момент строительных работ переселить Дом школьников… обратно в аварийное здание филиала, который давным-давно должны были снести. А инвестор - щед­рая душа - даже взял на себя расходы по восстановлению отопления и подключению к канализации этого здания.

Когда общественность района стала бить тревогу по поводу переезда в аварийное здание, аким Алмалинского района Арман ШАМШИН устроил выездное совещание с осмотром этой ветхой обители. Вердикт был однозначен: детям сюда переезжать нельзя! Арман Нуржанович распорядился в недельный срок найти другое здание, где будет базироваться Дом школьников на время строительства.

Все это вызывает очень много вопросов.

Во-первых, если имеется аварийное и списанное здание под снос, то почему, когда появился щедрый инвестор, управление образования отдало ему под снос другое здание, которое не являлось ни ветхим, ни аварийным? В нем были проведены и капитальный ремонт, и сейсмоусиление.

Выездное совещание с акимом Алмалинского района Арманом Шамшиным в филиале ДШ на Гоголя - Шарипова.

Во-вторых, почему управление образования в угоду опять же инвестору, чтобы не тормозить процесс сноса и строительства, приняло решение о переселении детей в аварийное здание, которое само же три года назад признавало непригодным?

В-третьих, кто и почему дал инвестору зеленый свет на снос здания, хотя у него нет еще проекта будущего Дома школьников, который он собирается строить?

Я разговаривал с представителем инвестора, который пожаловал на выездное совещание. Он представился Муратом Толеуовичем, но называть свою фамилию и должность не стал, фотографироваться тоже отказался. Так вот, он сказал, что все вопросы по строительству Дома школьников инвестор в акимате решает непосредственно с заместителем акима Алматы Аскаром АМРИНЫМ.

И именно Аскар Кеменгерович, по моим данным, настаивал на скорейшем подписании четырехстороннего соглашения о сносе Дома школьников между акиматом, управлением образования, администрацией образовательного учреждения и инвестором/застройщиком. Удивительно, что в этом соглашении нет районного акимата, хотя все это происходит на его территории, а общественность и родители в первую очередь требуют ответа именно с районной управы.

Из всего этого вытекает четвертый вопрос: а если бы общественность не подняла шум, то детей так бы и перевели со спокойной совестью в аварийное здание, прекрасно понимая все риски, которые есть в таком сейсмоопасном регионе, как Алматы?

Ну и, наконец, пятый, который очень сильно волнует всех: если инвестора так тщательно скрывают, если управление образования игнорирует сигналы и жалобы родительской общественности, если акимат дает разрешение на экстренный снос, хотя у инвестора нет утвержденного проекта, если учесть, что Жылкыбаева уже не руководитель управления образования, то где гарантии того, что на месте сносимого Дома школьников будет построен новый и что он не потеряет ни пяди своей земли? А главное, с кого потом спрашивать, если все это окажется сплошной профанацией?

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

P.S. Общественный совет настаивает на создании наблюдательного комитета, который будет следить за ходом строительства нового здания. Однако районный акимат решить этот вопрос не в силах, а городская мэрия не горит желанием. Впрочем, как и инвестор.

- На объект мы никого пускать не будем! Кроме ГАСКа, разу­меется, - заявил представитель инвестора. - Это ведь стройка, там опасно.

- На стройку бывшего “Целинного” же пускают, - возразили общественники.

- Ну если им плевать на технику безопасности, то нам нет. Мы пускать не будем, - отрезал Мурат Толеутаевич.

Поделиться
Класснуть

Свежее