Мы вас будем контролировать!
Альянс ЖКХ Казахстана предлагает провести тестирование должностных лиц акиматов на знание законодательства
Управление развития коммунальной инфраструктуры Алматы не исполняет возложенные на него функции, а ведь ему выделяют на это миллионы бюджетных средств, считает общественный альянс ЖКХ. Потому и намерен ввести контроль деятельности этого ведомства. Это позволяет закон, который вступил в силу в этом году.
Напомним, в октябре прошлого года был принят закон “Об общественном контроле”. Он вступил в силу 4 апреля 2024-го. В Министерстве культуры и информации полагают, что принятый документ позволит социуму принимать участие в управлении делами государства. Этой возможностью и решили воспользоваться неравнодушные казахстанцы, активисты, эксперты. А заодно и найти ответ на вопрос: кто должен решать проблемы, в частности в сфере ЖКХ? Ведь государство самоустранилось от этого, посылая обитателей многоэтажек искать правду в судах, нагружая и без того переполненные разбирательствами храмы Фемиды.
Зачем тогда в самом крупном и развитом городе страны - Алматы - существует целое отдельное управление развития коммунальной инфраструктуры (УРКИ), еще и на бюджетные деньги? Чем заняты его сотрудники? Этот вопрос поставили перед собой, чтобы найти на него наконец-то четкий, логичный ответ, участники конференции, организованной альянсом ЖКХ Казахстана (при содействии Народной партии, НПК).
Для обывателей поясним: УРКИ - это та же самая жилищная инспекция, только под другим названием.
Представитель по Алматы республиканского альянса ЖКХ Владимир МАЛИШЕВСКИЙ напомнил: УРКИ в своей работе руководствуется специально разработанным для него положением, в котором поставлены шесть основных задач, касающихся профиля этой чиновничьей структуры.
- Шесть общих задач управления расписаны в 69 конкретных функциях, которые не выполняются в полном объеме, - безапелляционно заявил Малишевский.
И это притом, заметил он, что его сотрудникам выделяют много денег на реализацию различных проектов для населения. А что в итоге?
- На протяжении нескольких лет из республиканского и местного бюджетов выделяли миллиарды тенге на то, чтобы освоить и запустить цифровую карту, благодаря которой собственники жилья могли бы иметь персональный доступ к информации о своих домах, об общедомовом имуществе и так далее. Но, к сожалению, этот госорган так и не выполнил эту функцию, как и управление энергетики, и управление цифровизации, - выступил Малишевский.
А председатель ОСИ “Жамбыла 84” Георгий АРХАНГЕЛЬСКИЙ обратил внимание на статью в нашей газете “Где границы дозволенного?” (см. “Время” от 11.5.2024 г.), в которой мы рассказали о глупейшей, абсурдной ситуации с подвалом в одной из многоэтажек Алматы. Выяснилось, что одна часть подвала принадлежит некоему предпринимателю, а другая - жительнице Шымкента, хотя это помещение по умолчанию, по определению, по закону (!) должно быть в общедомовой собственности. И ведь эти сделки, заметим, когда-то зарегистрировали госорганы!
Вот бы где пригодилась помощь чиновников, владеющих нужной информацией. Архангельский попытался сначала достать документы через адвокатский запрос, однако в НАО “Правительство для граждан” ему отказали. Обратился в суд, а там представители акимата, привлеченные в качестве третьих лиц, заявили, что это… секретная информация! Надо же! Где подвал и где секреты?!
- У нас дорожные инспекторы имеют больше полномочий, чем жилищные! А ведь управление домом так же важно, как и управление автомобилем на дороге. И то и другое касается безопасности людей! Сохранение жилого фонда является еще и стратегической задачей государства, - провел параллели председатель ОСИ. - В этом подвале находятся все наши инженерные сети, стоят элеваторные узлы с общедомовым прибором учета, стоимость которого под миллион тенге. Корреспондент газеты “Время” даже не смогла толком пройти по подвалу - там все завалено строительным мусором частников…
Кроме того, через этот дом проходят магистральные трубы высокого давления теплосетей. И обеспечение их безопасной эксплуатации - одна из обязанностей как раз таки УРКИ.
- Если во время испытания теплосетей трубы лопнут, то наш подвал с прибором учета и электрощитовыми затопит в два счета. Так зачем доводить до аварии и устранения ее последствий? - недоумевает Архангельский.
Участвовавшие в конференции представители НПК тут же предложили написать депутатский запрос в госорганы, чтобы получить информацию по подвалу и не допустить ЧП.
Кстати, на мероприятие были приглашены и представители УРКИ, однако никто из них не явился. Хотя конференция проходила в том же здании, где и находится офис ведомства - в Доме социальных услуг. Достаточно было подняться на пятый этаж…
Председатель координационного совета альянса ЖКХ Шолпан БЕРТИСБАЕВА выдвинула свои предположения, почему никто не пришел:
- Должностные лица акимата не только не изучают и не знают своих функций и задач, но и не знают законов! На одной из встреч с жителями района в марте этого года заместитель акима Алмалинского района Алматы Толеген АКИМХАН в ответ на ссылку на закон об общественном контроле заявил, что такого закона нет! О чем еще можно говорить?! Как такое лицо прошло тест на знание законов? Мы отправили акиму города жалобу о том, что подобное недопустимо.
По мнению Бертисбаевой, УРКИ не исполняет 90 процентов своих функций. И жилищная реформа забуксовала в том числе и из-за профильного госоргана, который не разъяснял гражданам нормы нового законодательства.
- Многие граждане до сих пор не понимают, что такое ОСИ! С другой стороны, эксперты и активные жители порой знают больше, чем представители управления! Почему тогда специалисты ведомства получают за это деньги? Госорганы не решают проблемы жителей, посылают их в суд, занимаются отписками!
Я предлагаю собрать все эти письма, построить из них шалаш и пригласить туда представителей госорганов! Показать им результат их реального “труда”! - сыронизировала женщина.
Второй причиной неявки “гостей” на конференцию Бертисбаева назвала неготовность госорганов к диалогу, нежелание участвовать в обсуждении актуальных проблем и выслушивать общественность. В этом она видит нарушение нового закона об общественном контроле.
- Мы направим акиму Алматы Ерболату ДОСАЕВУ письмо от общественности, в котором потребуем провести тестирование должностных лиц акимата на знание законодательства! Мы готовы даже организовать ликбез для акимов районов, их заместителей и руководителей управлений, - пошла в атаку Бертисбаева. - Должностные лица, не знающие законы и не готовые участвовать в общественном обсуждении, должны быть включены в список кандидатов на увольнение!
Альянс ЖКХ намерен создать группу для общественного контроля и вести мониторинг всех функций управления, наблюдать, как они решают проблемные кейсы населения, вести учет расходования бюджетных средств. И хотя нормативные правовые акты к закону еще не приняты, для активистов это не проблема: возможно, деятельность группы контроля и подскажет, как лучше создать их.
В ваше досье
- Объекты общественного контроля - органы, учреждения исполнительной государственной власти и местного государственного управления, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, автономные организации образования, организации, являющиеся исполнителями функций центральных и (или) местных исполнительных органов, деятельность которых связана с общественными интересами.
Объектами общественного контроля не являются государственные органы и организации, отнесенные к категории особорежимных, режимных объектов республики.
- Субъектами общественного контроля не могут быть лица, не достигшие 18-летнего возраста, имеющие непогашенную или неснятую судимость, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, состоящие на учете в организациях, оказывающих медицинскую помощь в области психического здоровья, по поводу психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, экстремистских и террористических преступлений.
Кроме того, субъектами общественного контроля не могут быть некоммерческие организации с иностранным участием, а также НКО, деятельность которых приостановлена либо запрещена в соответствии с законами Казахстана.
Из закона “Об общественном контроле”
Екатерина ТИХОНОВА, Алматы