2136

Мы вас будем контролировать!

Альянс ЖКХ Казахстана предлагает провести тестирование должностных лиц акиматов на знание законодательства

Мы вас будем контролировать!
Рисунок Игоря КИЙКО.

Управление развития коммунальной инфраструктуры Алматы не исполняет возложенные на него функции, а ведь ему выделяют на это миллионы бюджетных средств, считает общественный альянс ЖКХ. Потому и намерен ввести контроль деятельности этого ведомства. Это позволяет закон, который вступил в силу в этом году.

Напомним, в октябре прошлого года был принят закон “Об общественном конт­роле”. Он вступил в силу 4 апреля 2024-го. В Министерстве культуры и информации полагают, что принятый документ позволит социуму принимать участие в управлении делами государства. Этой возможностью и решили воспользоваться неравнодушные казахстанцы, активисты, эксперты. А заодно и найти ответ на вопрос: кто должен решать проблемы, в частности в сфере ЖКХ? Ведь государство самоустранилось от этого, посылая обитателей многоэтажек искать правду в судах, нагружая и без того пере­полненные разбирательствами храмы Фемиды.

Зачем тогда в самом крупном и развитом городе страны - Алматы - существует целое отдельное управление развития коммунальной инфраструктуры (УРКИ), еще и на бюджетные деньги? Чем заняты его сотрудники? Этот вопрос поставили перед собой, чтобы найти на него наконец-то четкий, логичный ответ, участники конференции, организованной альянсом ЖКХ Казахстана (при содействии Народной партии, НПК).

Для обывателей поясним: УРКИ - это та же самая жилищная инспекция, только под другим названием.

Представитель по Алматы республиканского альянса ЖКХ Владимир МАЛИШЕВСКИЙ напомнил: УРКИ в своей работе руководствуется специально разработанным для него положением, в котором поставлены шесть основных задач, касающихся профиля этой чиновничьей структуры.

- Шесть общих задач управления расписаны в 69 конкретных функциях, которые не выполняются в полном объеме, - безапелляционно заявил Малишевский.

И это притом, заметил он, что его сотрудникам выделяют много денег на реализацию различных проектов для населения. А что в итоге?

- На протяжении нескольких лет из республиканского и местного бюджетов выделяли миллиарды тенге на то, чтобы освоить и запустить цифровую карту, благодаря которой собственники жилья могли бы иметь персональный доступ к информации о своих домах, об общедомовом имуществе и так далее. Но, к сожалению, этот госорган так и не выполнил эту функцию, как и управление энергетики, и управление цифровизации, - выступил Малишевский.

А председатель ОСИ “Жамбыла 84” Георгий АРХАНГЕЛЬСКИЙ обратил внимание на статью в нашей газете “Где границы дозволенного?” (см. “Время” от 11.5.2024 г.), в которой мы рассказали о глупейшей, абсурдной ситуации с подвалом в одной из много­этажек Алматы. Выяснилось, что одна часть подвала принадлежит некоему предпринимателю, а другая - жительнице Шымкента, хотя это помещение по умолчанию, по определению, по закону (!) должно быть в общедомовой собственности. И ведь эти сделки, заметим, когда-то зарегистрировали госорганы!

Вот бы где пригодилась помощь чиновников, владеющих нужной информацией. Архангельский попытался сначала достать документы через адвокатский запрос, однако в НАО “Правительство для граждан” ему отказали. Обратился в суд, а там представители акимата, привлеченные в качестве третьих лиц, заявили, что это… секретная информация! Надо же! Где подвал и где секреты?!

- У нас дорожные инспекторы имеют больше полномочий, чем жилищные! А ведь управление домом так же важно, как и управление автомобилем на дороге. И то и другое касается безопасности людей! Сохранение жилого фонда является еще и стратегической задачей государства, - провел параллели председатель ОСИ. - В этом подвале находятся все наши инженерные сети, стоят элеваторные узлы с общедомовым прибором учета, стоимость которого под миллион тенге. Корреспондент газеты “Время” даже не смогла толком пройти по подвалу - там все завалено строительным мусором частников…

Кроме того, через этот дом проходят магистральные трубы высокого давления теплосетей. И обеспечение их безопасной эксплуатации - одна из обязанностей как раз таки УРКИ.

- Если во время испытания теплосетей трубы лопнут, то наш подвал с прибором учета и электрощитовыми затопит в два счета. Так зачем доводить до аварии и устранения ее последствий? - недоумевает Архангельский.

Участвовавшие в конференции представители НПК тут же предложили написать депутатский запрос в госорганы, чтобы получить информацию по подвалу и не допустить ЧП.

Кстати, на мероприятие были приглашены и представители УРКИ, однако никто из них не явился. Хотя конференция проходила в том же здании, где и находится офис ведомства - в Доме социальных услуг. Достаточно было подняться на пятый этаж…

Председатель координационного совета альянса ЖКХ Шолпан БЕРТИСБАЕВА вы­двинула свои предположения, почему никто не пришел:

- Должностные лица акимата не только не изучают и не знают своих функций и задач, но и не знают законов! На одной из встреч с жителями района в марте этого года заместитель акима Алмалинского района Алматы Толеген АКИМХАН в ответ на ссылку на закон об общественном контроле заявил, что такого закона нет! О чем еще можно говорить?! Как такое лицо прошло тест на знание законов? Мы отправили акиму города жалобу о том, что подобное недопустимо.

По мнению Бертисбаевой, УРКИ не исполняет 90 процентов своих функций. И жилищная реформа забуксовала в том числе и из-за профильного гос­органа, который не разъ­яснял гражданам нормы нового законо­дательства.

- Многие граждане до сих пор не понимают, что такое ОСИ! С другой стороны, эксперты и активные жители порой знают больше, чем представители управления! Почему тогда специалисты ведомства получают за это деньги? Госорганы не решают проблемы жителей, посылают их в суд, занимаются отписками!

Я предлагаю собрать все эти письма, построить из них шалаш и пригласить туда представителей госорганов! Показать им результат их реального “труда”! - сыронизировала женщина.

Второй причиной неявки “гостей” на конференцию Бертисбаева назвала неготовность госорганов к диалогу, нежелание участвовать в обсуж­дении актуальных проблем и выслушивать общественность. В этом она видит нарушение нового закона об общественном контроле.

- Мы направим акиму Алматы Ерболату ДОСАЕВУ письмо от общественности, в котором потребуем провести тестирование должностных лиц акимата на знание законодательства! Мы готовы даже организовать ликбез для акимов районов, их заместителей и руководителей управлений, - пошла в атаку Бертисбаева. - Должностные лица, не знающие законы и не готовые участвовать в общественном обсуждении, должны быть включены в список кандидатов на увольнение!

Альянс ЖКХ намерен создать группу для общественного контроля и вести мониторинг всех функций управления, наб­людать, как они решают проб­лемные кейсы населения, вести учет расходования бюджетных средств. И хотя нормативные правовые акты к закону еще не приняты, для активистов это не проблема: возможно, деятельность группы контроля и подскажет, как лучше создать их.

В ваше досье

- Объекты общественного контроля - органы, учреждения исполнительной государственной власти и местного государственного управления, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, автономные организации образования, организации, являющиеся исполнителями функций центральных и (или) местных исполнительных органов, деятельность которых связана с общественными интересами.

Объектами общественного контроля не являются государственные органы и организации, отнесенные к категории особорежимных, режимных объектов республики.

- Субъектами общественного контроля не могут быть лица, не достигшие 18-летнего возраста, имеющие непогашенную или неснятую судимость, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, состоящие на учете в организациях, оказывающих медицинскую помощь в области психического здоровья, по поводу психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, экстремистских и террористических преступлений.

Кроме того, субъектами общественного контроля не могут быть некоммерческие организации с иностранным участием, а также НКО, деятельность которых приостановлена либо запрещена в соответствии с законами Казахстана.

Из закона “Об общественном контроле”

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть