Ни шагу налево
В правительстве придумали, как бороться с уплотняющей застройкой
Абсолютно все проекты будут подвергать единой градостроительной экспертизе. В случае нарушений меры уполномочен принимать государственный архитектурно-строительный контроль (ГАСК).
По действующему законодательству, напомнил вице-министр промышленности и строительства Азамат БЕЙСПЕКОВ, выступая на заседании правительства, проекты детальной планировки (ПДП) должны разрабатываться на основании генерального плана населенного пункта.
- Однако акиматы допускают грубейшие нарушения, основными из которых являются корректировки ПДП, выдача исходных материалов с отклонениями от ПДП, строительство МЖК на функциональной зоне и на участках общественных пространств, необеспеченность кварталов и микрорайонов социальной и инженерной инфраструктурой, благоустройством, - констатировал докладчик.
Он привел примеры, когда на рекреационных зонах Туркестана, где по генплану должны были обустроить парки и скверы, проектом детальной планировки запланировали жилые дома и предприятия торговли, а на территории лесопарков Семея почему-то “предусмотрели” строительство жилья, объектов образования и общественно-деловых учреждений.
- Для недопущения подобных отклонений с января 2024 года внедрена единая градостроительная экспертиза. Это позволит уже на этапе градостроительного планирования предотвратить отклонение от архитектурно-строительных норм (плотность, этажность, озеленение, благоустройство, санитарно-защитные зоны, экологические требования), исключить нарушения до утверждения ПДП, - заявил Бейспеков.
По его словам, разработанные и откорректированные градостроительные проекты (генпланы, ПДП и проекты застройки) будут проходить комплексную градостроительную экспертизу, в том числе на соответствие проектным решениям вышестоящего градостроительного проекта в госэкспертизе. Учитывая, что при разработке проектов детальной планировки зачастую отводят минимальные площади для озеленения кварталов и микрорайонов, механизм градэкспертизы обеспечит соответствие госнормативам.
- Кроме того, внедрен единый механизм проведения общественных обсуждений при разработке градпроектов. В целях пресечения незаконного строительства усилен механизм мониторинга за строящимися и намечаемыми к строительству объектами путем выезда на место органов архитектуры. При выявлении нарушений органы архитектуры направляют информацию в органы ГАСК для принятия мер, - пояснил вице-министр.
В свою очередь премьер-министр Олжас БЕКТЕНОВ упрекнул акиматы за то, что за высаживаемыми деревьями и растениями никто не ухаживает:
- Парки и скверы зачастую выглядят бесхозными, не идет их ежегодное обновление и обустройство. Иногда даже в парках ведется строительство объектов.
Следует отметить высокую активность населения в решении этих вопросов. К примеру, благодаря общественникам вместо строительства ряда объектов в столице обустроены скверы и места отдыха. Так, вместо 18-этажного здания в районе улицы Нажимиденова было решено разбить сквер. Новым центром притяжения в Астане станет аллея Мынжылдык.
Акимату необходимо продолжить работу по созданию в столице новых комфортных зон для отдыха, реализации комплексной системы озеленения. Это позволит оживить большие жилые кварталы города, - считает премьер.
В Алматы, продолжил он, тоже создается благоприятная среда для горожан. К примеру, заброшенная территория на улице Байсеитовой стала парком. В этом году акимат должен сдать три новые и реконструировать три существующие парковые зоны.
- Мы знаем, что население активно выступает против точечной застройки, уплотнения исторических районов города и выпиливания деревьев. Следует учитывать мнение горожан.
Подобные вопросы поднимаются довольно часто практически во всех городах страны. Такие факты свидетельствуют о том, что акиматами принимались решения по планировке, развитию и застройке городов без общественных обсуждений, - подчеркнул Олжас Бектенов.
Он поручил внести предложения о закреплении в документах ответственности должностных лиц за качество и своевременности работ по благоустройству.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Андрея ХАЛИНА и Владимира ЗАИКИНА, Астана