В поисках альтернативы
Громкие заявления, в особенности по такому чувствительному вопросу, как строительство АЭС, должны быть компетентными
В Таразе прошла консультационная встреча по вопросам планируемого строительства атомной электростанции в Казахстане. Тема касается жамбылцев непосредственно, потому что АЭС, как известно, предлагают построить в поселке Улкен Алматинской области у озера Балхаш, водой которого пользуются жители Мойынкумского района.
Инициатором общественных обсуждений, в которых приняли участие около полсотни человек, выступил социально ориентированный “Социально-экологический фонд” (ОФ), который объединяет преимущественно защитников природы. Поэтому, наверное, и неудивительно, что лидеры этого общественного объединения выступают против строительства в стране атомной электростанции. По их мнению, казахстанцы не должны оставаться формальными участниками возможного референдума по строительству АЭС.
О том, почему людям нужно знать и понимать, что такое атомная электростанция, рассказала член попечительского совета “Социально-экологического фонда” Гульсум КАКИМЖАНОВА. Она одна из тех, кто стоял в свое время у истоков международного антиядерного движения “Невада - Семипалатинск”. Родившаяся и выросшая в Семипалатинской области, активистка рассказала о том, какие страшные испытания проводились на ее малой родине.
- Страна, пережившая ужасы и катастрофические последствия взрывов на Семипалатинском полигоне, не может позволить себе новые риски для нашей радиационной безопасности, связанные со строительством АЭС. Защищая свои гражданские и экологические права, мы защищаем право страны на развитие без радиационных угроз. Поэтому мы инициировали общественные консультации в различных регионах страны, чтобы помочь гражданам реализовать свои права, - выступила Какимжанова.
Об опасениях катастрофических последствий и юридических аспектах рассказал директор ОФ Вадим НИ, международный эксперт по экологическому праву.
- Меня, как эколога, в предполагаемом строительстве АЭС беспокоят опасные отходы на многие поколения вперед и катастрофические последствия потенциальной аварии. В случае строительства станции возле озера Балхаш перед нами встанут проблемы обеспечения водой, ведь ее будут забирать для охлаждения реактора. А в случае аварии мы можем потерять один из знаковых водоемов - Балхаш, третий по стратегической значимости для нас водный объект. Мы уже потеряли Арал, теряем Каспий. Представьте, если за два поколения мы потеряем все самое ценное для нашей страны?! - задается вопросом эксперт.
Директор жамбылского корпоративного фонда “Жер ана” Роза МУСАБАЕВА, принимавшая участие в обсуждении, рассказала, что возглавляемая ею организация оказывает содействие в решении проблемы с питьевой и поливной водой в Мойынкумском районе, для некоторых населенных пунктов которого Балхаш является единственным источником.
- Уникальностью озера является то, что часть воды в нем пресная, а другая - соленая, - напомнила она. - При строительстве АЭС пресная вода может стать непригодной. А это значит, что тысячи людей останутся без питьевой воды. И без того в некоторые села Мойынкума раз в несколько дней воду привозят железнодорожными цистернами. Кроме того, само озеро высыхает. По сравнению с прошлым годом вода от берега ушла на несколько метров.
Как альтернативу специалисты предлагают развивать зеленую энергетику. Юный эколог Самир НУРМАГАНБЕТОВ, который сейчас обучается в Германии, привел на встрече данные своего исследования:
- По официальным данным ООН, население Казахстана потребляет менее пятой части всей электроэнергии страны. В частности, жилищный сектор потребляет порядка 13 процентов. Тогда как более 50 процентов энергии используется в промышленных целях. Всего 10 предприятий страны потребляют энергии больше, чем все население. Все понимают, что есть проблема ее дефицита. Однако есть очень много альтернативных решений помимо строительства атомной электростанции. Если топ-8 промышленных предприятий страны отрегулируют свое отношение к потреблению электроэнергии хотя бы на 10 процентов, то у нас без никаких дополнительных источников не будет дефицита в ближайшие четыре года. Кроме этого у нас очень много потерь в связи с изношенностью самих электросетей. В среднем она составляет 65 процентов по стране. В областях Абай и Восточном Казахстане изношенность составляет более 90 процентов.
Альтернативой строительству АЭС может стать и развитие газовой промышленности, где потери куда меньше, полагают экологи.
А председатель попечительского совета “Социально-экологического фонда”, лауреат премии Голдмана Кайша АТАХАНОВА сделал акцент на том, что именно президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ предложил вынести на общенациональный референдум вопрос строительства атомной электростанции.
- Он отметил в своем ежегодном послании народу Казахстана, что “у многих граждан и ряда экспертов есть опасения касательно безопасности атомных станций”, - напомнила глава ОФ. - В Казахстане никогда раньше не проводились референдумы по экологическим вопросам. Это будет наш первый опыт. И это один из признаков того, что у нас слышащее государство, которому важно мнение людей. Впервые решение, принимаемое на государственном уровне, не будет зависеть только от парламента и министерств, оно будет приниматься народом! И мы, экологи, должны помочь населению, общественности сформировать компетентное мнение по данному вопросу (выделено мной. - А. А.). Во время референдума жителям Казахстана очень важно не быть пассивными, надо участвовать и голосовать, - отметила она.
Замечу, что эта встреча прошла на фоне информационного затишья на тему АЭС. Когда состоится референдум, кстати, тоже пока неизвестно.
Такие консультации, как назвали мероприятие сами экологи, безусловно, нужны. Но столь же важны и точности в фактах, цифрах, формулировках, выступлениях их инициаторов. Они должны быть убедительными. Компетентными. Чего, увы, не скажешь относительно прошедшей в Таразе встречи.
Например, реактор на быстрых нейтронах “БН-350” на бывшем МАЭКе (Мангистауский атомный энергокомбинат) в Актау уже давно выведен, а не выводится из эксплуатации, сейчас ведется процесс утилизации его отходов с вывозом их в другой регион. И совсем далеко не по инициативе президента России вернулись в Казахстане к вопросу строительства АЭС. Были и другие неточности в выступлениях.
Разумеется, экологи, тем более ориентированные на общественное мнение, не могут знать всех деталей и тонкостей, в особенности в такой непрофильной для них сфере, как энергетика. Но прими во встрече участие сторонники строительства атомной станции, особенно эксперты, специалисты в этой сфере, они бы наверняка моментально отреагировали на, мягко говоря, шероховатости. И вот тогда мероприятие получилось бы еще более интересным и продуктивным, а главное - взвешенным по своей сути и содержанию. Ведь все мы хотим именно таких подходов в решении судьбоносных для страны вопросов.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз