3357

Интриги подземелья

Руководство АО “Майкаинзолото”, несмотря на выводы государственной комиссии не в их пользу, упорно не желает признавать свою вину за случившуюся на их руднике трагедию.

Интриги подземелья

Управляющие золотодобывающим рудником с завидной настойчивостью продвигают в региональных СМИ свое “особое мнение”, в котором говорится о необходимости изменить всю суть расследования. Но такое же, особое, мнение есть и у экспертов Восточного филиала Национального научно-технического центра промышленной безопасности, в чью сторону кивают теперь топ-менеджеры компании. В чем же разнятся версии причин произошедшей трагедии?

Не виноватые мы!

Руководство АО “Майкаинзолото” в противовес заключению гос­комиссии, которая, напомним, установила “отсутствие должного контроля за образовавшимися в результате деятельности предприятия пустотами и не производило их принудительное обрушение” (см. “Разведка показала”, “Время” от 27.1.2024 г.), настаивает на своей невиновности. В компании уверены: их непричастность к случившемуся обвалу грунта априори доказывается тем, что отработка запасов месторождения осуществлялась в соответствии с проектным документом.

“Проект “Отработка запасов месторождения Майкаин В подземным способом до горизонта 400 м” разработал в 2013 году Восточный филиал АО “Национальный научно-технический центр промышленной безопасности” при МЧС. Ставить под сомнение компетентность специалистов квазигосударственного предприятия оснований не было”, - отметил в своем публичном заявлении директор АО “Майкаинзолото” Куаныш БОТИН.

Его “особое мнение” занимает несколько страниц текста. Но основной упор гендиректор предприятия делает на том, что при отработке в руднике постоянно происходило самообрушение. И именно этот фактор еще в 2017 году вызвал у работников “Майкаинзолота” опасения о возможном выходе налегающих пород на дневную поверхность.

С просьбой подтвердить или опровергнуть свои предположения компания обратилась к разработчикам проекта. По версии Ботина, эксперты приехали на рудник, изучили места ведения горных работ и заверили, что выхода на дневную поверхность налегающих пород не возникнет.

Горизонты попутали

А вот представители Восточного филиала АО “Национальный научно-технический центр промышленной безопасности”, на который сейчас катит бочку руководство рудника, говорят: все было совершенно не так. Один из их экспертов - Серик МУСУРМАНКУЛОВ - в интервью inbusiness.kz полностью восстановил хронологию событий, связавших научный центр с АО “Майкаинзолото”. И в этой цепочке руководство павлодарской золотодобывающей компании намеренно или нет, но все смешало в одну кучу.

Здесь, пожалуй, стоит уточнить причину ссылки на другое СМИ. Дело в том, что у меня была назначена личная встреча с Сериком Мусурманкуловым, где он хотел представить свои доводы относительно сложившейся ситуации. Но после визита в павлодарскую прокуратуру аксакал почему-то передумал встречаться. О причинах подобной метаморфозы можно только догадываться, ну и бог с ними, с причинами! Меня заинтересовал его рассказ, опубликованный за несколько часов до его встречи с прокурорами (а мы должны были встретиться после нее). И позже поймете почему.

По версии эксперта в сфере промышленной безопасности, проект от 2013 года, на который сейчас ссылается Куаныш Ботин, касается опытного участка выше 160-го горизонта, где была преду­смотрена система подэтажного обрушения с торцевым выпуском руды. И в нем специалисты рекомендовали компании провести промышленные испытания на данном месторождении. Проводились они или нет, о том в научно-техническом ведомстве не знают, поскольку договор о продолжении работ с ними никто не заключал.

Эксперт Мусурманкулов особо подчеркивает, что речь идет об опытно-промышленном проекте опытного участка. И это совершенно не тот участок, где 4 января этого года произошел громадный обвал грунта, в который на скорости влетел автобус с горноспасателями.

С 2018 года АО “Майкаинзолото” перешло к горным работам ниже 160-го горизонта и стало использовать камерную систему с обрушением налегающего массива. И вот безопасность именно этой технологии вызвала у специалистов сомнения.

По словам Серика Мусурманкулова, к нему действительно обратилось руководство компании с просьбой оценить безопасность применения камерной системы. Но, опять же, расчеты были сделаны на совершенно другой участок. Территориально это севернее того места, где сейчас ведутся поисковые работы. А грунт обрушился на юго-востоке, ближе к стволу шахты “Вспомогательная”. Это во-первых.

Во-вторых, как говорит Серик Мусурманкулов, он никогда ничего не заявлял о невозможности обрушения с выходом на дневную поверхность. А как раз таки, наоборот, представил расчеты, что такое обрушение возможно: на чертежах были нарисованы и зоны движения, и предполагаемая зона выхода обрушения на поверхность. Но, опять же, расчеты были сделаны на совершенно другой участок, где АО “Майкаин­золото” предполагало вести горные работы с применением камерной системы.

Не потому ли комиссия по расследованию аварии не приняла во внимание доводы АО “Майкаинзолото” об ответственности проектировщика, на что сетует в своем публичном заявлении Куаныш Ботин?

Бесспорно, во всей этой истории еще предстоит разобраться следствию в рамках уголовного дела, заведенного по результатам расследования госкомиссии. Мы же на страницах газеты просто дали две версии причин провала.

Кто так спасает?

Сейчас АО “Майкаинзолото” все так же своими силами пытается подготовить безопасный проезд техники на дно обвала. Спасатели просто наблюдают.

- На мой взгляд, провал нужно было с самого начала расширять по типу открытого карьера, чтобы техника туда постепенно спускалась и углублялась. Для людей там были и есть большие риски, - считает главный спасатель аварийно-спасательного отряда Павлодарской области Максим СТЕЦ.

В его смену на территории АО “Майкаинзолото” произошел обвал грунта, и он вместе с коллегами из Павлодара в числе первых (после экибастузских спасателей) прибыл на место происшествия.

- Мы не знали, как это все обу­строено, мы даже понять не могли, как упал автобус. Изначально информация была, что автобус якобы лежит на глубине 20 мет­ров. Когда ехали туда, думали, что просто достанем людей оттуда - и все. Мы не знали, что он завален, - вспоминает Максим.

- Там действительно такие большие пустоты?

- Не каждый же день автобусы проваливаются на такую большую глубину! Да, там большие пустоты. И новые образования происходят постоянно. Куда-то же грунт этот уходит! Я даже не представляю, насколько они еще могут быть глубже. Представьте, на 150 метров грунт ушел в таком количестве под землю!.. - разводит руками спасатель.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть