Устал от большого города
Почему алматинцы всё чаще произносят эту фразу
Стресс, депрессия, повышенная усталость, аллергические заболевания - типичные “городские” болячки алматинцев. К 2030 году в Алматинской агломерации будут проживать 4,5 миллиона человек. Уже очевидно, что горожанам придется сильнее потесниться, собрать волю в кулак и серьезно заняться своим здоровьем. Чем грозит дальнейшая необдуманная застройка и что предпринять, чтобы люди чувствовали себя комфортно?
Самые одинокие люди живут в мегаполисах
Последствия слаборазвитой инфраструктуры, не поспевающей за ростом населения Алматы, горожане ощущают ежедневно. Тут нервы сдадут даже у самых крепких.
За 10 месяцев 2023 года на телефон доверия городского центра психического здоровья поступило 4913 звонков от жителей города, на 258 больше, чем в 2022-м. Из них в тревожно-депрессивном состоянии пребывали 325 человек. А поводы разные: поиск арендного жилья и частые переезды, потеря работы, кредиты, рост цен на продукты и аренду недвижимости, стройка под окнами, скандалы в транспорте и семье…
- Когда люди живут в больших городах с высокой плотностью населения, это большая перегрузка для зрения, слуха, тела. Человек получает множество сигналов, и первая реакция - закрыться, уйти от всего этого, - рассказывает психолог Республиканского научно-практического центра психического здоровья кандидат психологических наук Сандугаш КУДАЙБЕРГЕНОВА. - К примеру, люди едут на работу, опаздывают, испытывают стресс. А эмоции переносят на родных, близких. Когда человек живет в перенасыщенном стимулами месте, возникают чувства отсутствия контроля, беспомощности, низкая толерантность, разочарование. Я наткнулась на любопытное исследование в Лос-Анджелесе, где проследили зависимость между уровнем пробок и ростом насилия. Однозначно пробки - ущерб психическому благополучию.
- В целом у населения повысился уровень стресса, так как мы живем в нестабильном мире, - продолжает эксперт. - В результате увеличивается риск депрессий, тревоги, пограничных расстройств - неврозов, психосоматики. Возрастает вероятность агрессивного поведения.
Психолог Наталья ИМТОСИМИ консультирует алматинцев, которые перешли в режим работы онлайн, сменили профессию, чтобы больше времени проводить за городом. А некоторые и вовсе переехали в менее густонаселенные регионы, объясняя свое решение тем, что устали от большого города.
- Для особенно восприимчивых, импульсивных, тревожных людей ситуация становится парадоксальной: им нужно доехать к психологу, чтобы снять стресс, но по дороге в его офис и обратно они лишь усиливают его, - разводит руками Наталья. - Как групп-аналитик, я понимаю: самые одинокие люди живут в мегаполисах. Часто слышу о том, что избыток контактов приводит к отчуждению, усиливается тревога.
Между тем уединение очень важно для городского жителя, говорит психолог, оно помогает восстановить ресурсное состояние, возвращает контроль над ситуацией:
- Поэтому люди переплачивают за отдельную палату в больнице, покупают дачи, строят за городом дома. Часто горожане приходят ко мне только за тем, чтобы… побыть наедине со своими мыслями.
Болеть стали больше и чаще
Негативные эмоции бьют по самым уязвимым местам организма, предупреждают психологи: у одних скачет давление, у других развивается язва желудка. Так, среди горожан в два раза выросла заболеваемость артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца, а критические состояния, такие как острый инфаркт миокарда и острое нарушение мозгового кровообращения (инсульты), наблюдаются в четыре раза чаще. Конечно, проще все списать на последствия коронавирусной пандемии, ведь до сих пор никто не исследовал, как на людей влияют стрессы большого города.
При этом, как указано в программе развития Алматы до 2025 года, более 60 процентов государственных поликлиник перегружены в 1,7 раза. Положение усугубляется тем, что более 380 тысяч взрослых алматинцев не имеют доступа к социальному медицинскому страхованию.
Один из недугов, которые горожане и врачи связывают с грязным воздухом, - аллергические заболевания.
- Идет рост не только аллергиков, но и людей с бронхолегочными заболеваниями, особенно среди детей. У них часто возникают воспалительные процессы. Еще 15 лет назад такого не было, -
отмечает врач-аллерголог и пульмонолог Центральной клинической больницы Элеонора СТАРЦЕВА. - Загрязненный воздух, сырость также способствуют росту инфекций, вирусов, грибков.
В какой среде удобно жить?
- Жизнь в больших городах имеет как свои преимущества (близость и доступность услуг, коммуникации и прочее), так и свои неисправимые проблемы - шум, скученность, световое загрязнение, - размышляет архитектор Давид КАМИНСКИЙ. - Надо учитывать, что восприятие этих проблем может быть субъективным. Что касается так называемых человейников, они следствие несовершенства действующих строительных нормативов, местных регламентов, использования этих лазеек застройщиками.
Три основных кита комфортного города - грамотное землепользование, качественный транспорт и адекватное нормотворчество. Алматы необходимо разработать, принять собственные строительные нормативы с учетом местной специфики - об этом несколько лет твердят специалисты.
По словам архитектора, согласно городской психологии (один из разделов урбанистики) Алматы нуждается в равномерном балансе зеленых зон, водных поверхностей, жилые районы не должны представлять собой монолитный конгломерат селитьбы, а должны быть разбавлены невредными производствами, офисными и деловыми зданиями, общественными пространствами. В городе не место заборам. Первые этажи должны стать дружелюбными к человеку, выполнять торговые и общественные функции.
- Необходимо социальное планирование - школы и другие соцобъекты желательно располагать в глубине кварталов. Идеально, если это будет по концепции 15-минутной пешей доступности. Город должен стать инклюзивным. Если удобно человеку с особыми потребностями, будет удобно и всем остальным. Сейчас мы видим полное отсутствие городского планирования, наблюдаются лишь жалкие потуги, - считает архитектор.
Лидер недавних рейтингов комфортных и просто “удачных” городов планеты - австрийская столица Вена. Она почти совпадает с Алматы по численности населения: 2,9 миллиона с учетом агломерации. Зеленый город с плотной невысокой застройкой, очень комфортной городской средой, построенной вокруг человека и его потребностей. То же самое можно сказать и о других лидерах рейтингов: Копенгагене, Цюрихе, Мюнхене, Стокгольме, Хельсинки, Дюссельдорфе, Сиднее, Мельбурне и Ванкувере.
Строить развязки - деньги на ветер
А как решать вопрос с автотранспортом, если город будет расти?
- Проблема алматинской транспортной системы в том, что она не может обеспечить эффективное и быстрое перемещение большого числа людей, так как автомобилецентрична. С 2000 года город потратил более 1,5 миллиарда долларов на строительство развязок, но проблема пробок не решена, - отмечает Давид Каминский. - Мы повторяем те же ошибки, которые совершали города США во второй половине прошлого века. Например, Лос-Анджелес обладает такой сетью шоссе и развязками, которые и не снились алматинцам. При этом лидирует в антирейтингах городов с длинными пробками. И тот же Лос-Анджелес дает нам ответ, что нужно делать в Алматы: развивать систему скоростного общественного транспорта, особенно рельсового.
У проблемы есть и социальная сторона! По мнению Давида Каминского, из-за неэффективной транспортной системы и ее влияния на структуру города часть людей (с невысокими доходами, особыми потребностями, пожилые, подростки) платит более высокую цену за жизнь в Алматы, чем другие. Им труднее, чем автовладельцам, добраться в разные части города, что порождает проблему социального неравенства.
- Люди ограничены в поисках работы, а значит, в возможностях преодолеть черту бедности. Какой толк от тысяч новых рабочих мест, если до них сложно добраться? - заключает эксперт.
Ну а самое очевидное решение проблемы больших городов, которое наши власти не видят в упор, - развивать села и маленькие города, чтобы людям было там удобно жить и работать и не нужно было ехать в поисках удачи и денег в мегаполисы.
Елена КОЭМЕЦ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы