4527

Ипотека на тот свет

В стремительно застраиваемом Алматы осталось всего девять действующих кладбищ. На них только 68 гектаров земли, свободной под захоронения. Прогнозов, за сколько лет станет тесно не только в жилых кварталах, но и на погостах мегаполиса, не делает никто. Самое время подсуетиться. Можно ли на законных основаниях еще при жизни застолбить себе место на кладбище?

Ипотека на тот свет

Пока живёшь - готовься

Оказывается, с ритуальным агентством можно заключить контракт на будущие (в неясной перспективе) похороны. В договоре на оказание услуги можно прописать все детали по главным расходным статьям: гроб, оградка, памятник. Оплатить можно всю сумму или рассчитываться по частям.

- Такие вещи решают не по телефону - приходите, мы все обговорим, - объясняет сотрудница ритуального агентства Татьяна К. - Вы же рискуете нарваться на мошенников или на непорядочных людей. Нам рассказывали такие истории. Человек оплачивает все услуги, выбирает добротный гроб, даже с ручками. А его укладывают в наспех сколоченный из необструганных досок ящик. Ручки на нем, правда, были. Но как у дачного сортира. Усопшему-то, конечно, уже все равно, а родственники в шоке! Понятное дело, серьезных людей на деньги даже они кидать не решаются. А кто на похороны копит? Пожилые, одинокие люди.

Аналогичная история случилась, к слову, в семье нашего фотокорреспондента Владимира ЗАИКИНА: пожилая родственница, скопив с пенсии, оплатила свои похороны, предупредила об этом родных, да вот квитанцию куда-то спрятала. Скончалась старушка, а скорбящие родные бумажку найти так и не смогли. Агентство в отказ, оплатить захоронение пришлось дважды.

- В Казахстане нет закона, регламентирующего ритуальные услуги, - объясняет адвокат Таир НАЗХАНОВ. - Человек может зарегистрировать ИП или ТОО и заниматься этим бизнесом. Нам необходим закон о похоронном деле, где прописаны этика похоронных служащих и различные моменты, вплоть до того, что гарантировано государством, когда люди сталкиваются со смертью близких. Пока же в ритуальном бизнесе много теневых схем, в том числе коррупционных, начиная от продажи мест на кладбищах и заканчивая покупкой сведений об умерших у полиции и медиков.

У предусмотрительных граждан обычная практика - запечатлеть себя на вполне реальном памятнике и даже установить его на кладбище, уверяет нас работник цеха по изготовлению надгробных памятников Илья КИРИЕНКО.

- Как правило, это памятники групповые - супруги, родители, родственники. Некоторые заказчики просят предусмотреть на надгробии место и для них. И не просто оставить пустым - поместить портрет, все данные. Кроме даты смерти, конечно. Суе­верия суевериями, а материал с каждым годом дорожает. Некоторые одиноки, у кого-то на детей надежды нет. Некоторые заказывают памятник только себе. Но на могилу установить боятся. Мы храним их у себя в цехе до поры, - объясняет рабочий.

Подвиньтесь, родненькие, я тут лягу

С гробом и памятником понятно. А вот можно ли приготовить заранее и место для упокоения, чтобы снять, так сказать, все вопросы со скорбящих потомков? Ну бывает так в жизни: остался человек одиноким, а залечь в вечность хочется достойно. По закону купить самому себе могилу нельзя категорически! Место на кладбище выделяется строго по свидетельству о смерти. Но есть нюансы.

- Начнем с того, где вы хотите это место приобрести и есть ли у вас на этом кладбище близкие родственники. Должно быть не меньше метра свободной земли, - раскладывает по полочкам сотрудник ритуального бюро. - Вы должны быть в родстве, но и это можно решить. Заявителю необходимо принести подлинник свидетельства о смерти первого из захороненных там усопших. Именно этот документ и делает живого человека “хозяином могилы”. Лечь “сверху” умершего родственника можно только по прошествии 25 лет после его смерти.

Есть в похоронном бизнесе и черные агенты, которые могут вам предложить места на подзахоронение даже не к родственникам, если могила заброшена. Пенсионер Тимофей УСАТОВ следил за кладбищем в Иргелинском сельском округе по решению собрания жильцов. Выбрали его на эту “должность” после того, как обнаружили на старой могиле холм свежей земли.

- Тратиться на новое место не захотели, вот и решили проблему таким способом. Родных у первого покойника уже не осталось, а потому разбираться мы не стали, так и лежат вдвоем, - разводит руками пенсионер.

За деньги - да

В качестве эксперимента отправляемся на несколько городских погостов. В администрациях кладбищ объясняем: родных покойников у нас нет, но мы готовы договариваться. Хотелось бы забронировать участок для семейного захоронения. Тамошние ребята категоричны: без свидетельства о смерти решить вопрос не получится. Но как только хоть один член большого семейства преставится, можно будет и поговорить.

- Есть новые, уже распределенные места под захоронение. Сразу скажу: земли мало, - рассказывает сотрудник. - Как, не дай бог, что случится, получаете справку о смерти, оплачиваете погребение в кассу, а потом уже договариваетесь. Объясните ситуацию старшему бригадиру - он вам расскажет, что почем.

“Что почем” по последним расценкам - это около 700 тысяч за место на хорошем участке: вблизи от въезда на погост, не в низине. В кассу при этом нужно оплатить порядка 50 тысяч тенге.

- Земли под кладбища общего пользования. А потому и место на них согласно подпункту 3 статьи 109 Земельного кодекса выделяется бесплатно. Право на участок не менее шести квадратных метров имеет каждый житель поселения или человек без определенного места жительства, в нем умерший, - отмечает Таир Назханов.

На деле же за место последнего пристанища придется заплатить. За что же? За услуги - в кладбищенском прейскуранте эта незаконная мзда оформлена, например, как копка могилы трактором. И это при том, что люди, заказывающие погребение ритуальщикам, рассчитываются и за эту услугу тоже. Родственники плачут и платят - встанешь в позу, вовсе места на погосте не найдешь!

Так, может, взять да и коммерциализировать и эту сферу… жизни и смерти? Кладбища в городе и так уже расслоились: “Кенсай” и Центральное - для випов. И на том же “Батысе” есть аллеи, на которые приходишь и думаешь: чтоб я так жил! А есть и вполне скромные захоронения.

Скорбеть и хоронить нужно по закону

Все вопросы погребения в нашей стране регулируются тремя нормативными актами: Земельным кодексом, правилами погребения и организации ухода за могилами, утвержденными в 2019 году Министерством национальной экономики (они есть типовые для страны и утвержденные региональными органами управления), а также санитарно-эпидемиологическими требованиями к кладбищам и объектам похоронного назначения. Увы, охватывают они не все нюансы проводов человека в последний путь и дальнейшей судьбы могилы отдельного человека и кладбищ в целом, оставляя лазейки для предприимчивых товарищей.

- Сейчас в Алматы 70 кладбищ - обновленные данные после ревизии. Исчерпавших свой земельный ресурс и требующих закрытия - 36. Постановлением акимата города закрыто 25 кладбищ. 50 гектаров земли свободны для захоронения на кладбище “Батыс” (“Западное”), 18 - по остальным действующим кладбищам, - приводит цифры заместитель директора ТОО “Специализированный комбинат ритуальных услуг” Марат ИСМАИЛОВ.

Нужно изыскивать новые площади. Одно из таких несостоявшихся кладбищ - в микрорайоне “Думан”. Там, по словам Марата Исмаилова, не только было выделено 92 гектара земли под организацию погоста смешанного типа, но и проведены коммуникации, построено здание администрации. Однако жители высказались против тихого соседства - на этом месте решено было устроить парковую зону.

- По городу же очень много кладбищ старых, заброшенных, и за ними тоже нужно следить. Городской акимат рассматривает вопрос о том, чтобы лот на содержание кладбищ был не единым, как сейчас, а отдельным для каждого района. Как думаете, что предпочтут организации, участвующие в тендерах: обихаживать действующее или закрытое кладбище? Хоронить-то там нельзя, а чистить нужно, - разводит руками Марат Исмаилов.

Что же делать с закрытыми кладбищами, захоронение на которых грозит штрафом? Консервировать для истории, ликвидировать или дать возможность населению хоронить своих близких там же, прямо на месте старых и заброшенных могил? Марат Исмаилов уточняет: за годы независимости у нас кардинально ни одно кладбище ликвидировано не было. В советские времена на месте некрополей разбивали парки, прокладывали улицы. Сейчас осуществить подобное (вне этической стороны вопроса) не дает закон о похоронном деле и погребении. Вернее, его отсутствие. А действующие СНиПы, в которых говорится о том, что кладбище, где последнее захоронение было произведено более 40 лет назад, подлежит использованию как земельный массив общего пользования, носят рекомендательный характер.

В подвисшем состоянии и городской крематорий - объект построен, но правовой базы для его работы нет. Чья это будет зона ответственности, где можно будет развеять прах покойного, сколько будет стоить кремация? Вопросов много - ответов нет.

- Есть информация, что на объекте (я, кстати, сам там еще не был) даже колумбарий не предусмотрен, - признается Марат Исмаилов. - Когда я поднимаю вопрос о необходимости закона, мне говорят об этике - не в нашей ментальности, например, ликвидировать кладбища. Но толковые законы уже приняты у соседей - в Узбекистане, Кыргызстане, России. Будет закон - появится и ответственность. А сейчас что? Места на кладбищах проданы для живых с деньгами, а для простых смертных и места не останется.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть