2588

Как два пальца об асфальт

Сказ о дактилоскопии и смертности на автодорогах

Как два пальца об асфальт

Отпечатки своих пальцев казахстанцы могут не спешить сдавать в первые часы нового, 2024 года - сделать это можно будет гораздо позже. В некоторых случаях и через несколько лет. Об этом объявил первый замминистра внутренних дел Марат КОЖАЕВ.

- Я чувствую, что этот вопрос серьезно, порой некомпетент­но обсуждают в обществе. Никакой поголовной дактилоскопии с 1 января 2024 года для населения не будет! - заверил заместитель главы МВД. - Чтобы вы это поняли и донесли до своей аудитории, - призвал он журналистов и прочий вещающий люд, - закон о дактилоскопической регистрации был принят в 2016 году, и только в 2024-м он начнет применяться. Но это не говорит о том, что вы все побежите дактилоскопию сдавать. Только по мере надобности, когда у вас истечет срок действия документа - удостоверения или паспорта. Система документирования будет по-прежнему происходить в ЦОНе, и ничего не меняется, кроме того, что в ваше удостоверение личности введется отпечаток вашего пальца.

По словам Кожаева, это дополнительная защита от мошенников. Например, она поможет избежать получения документов под чужими данными. Сейчас единственной мерой защиты является только цифровая фотография.

- Вы же видите компанию Apple, у которой самый продвинутый гаджет. И они в систему защиты ваших телефонов и баз данных ввели дактилоскопический отпечаток. Потому что это надежно, - аргументировал предстоящую вскоре многим казахстанцам процедуру первый вице-министр правоохранительного органа. - Этот отпечаток принадлежит вам! Поэтому ваши документы также будут защищены, как и ваши данные, которые вы храните в сотовом телефоне.

Кожаев пояснил, что в систему МВД отпечатки пальцев введут в виде кодифицированных знаков. То есть они будут обезличены. И лишь в случае надобности по специальному идентификатору можно будет определить, кому отпечатки принадлежат. Поэтому мошенники не смогут активировать чужие телефоны и другие гаджеты с помощью чужой генетической информации.

- Вы должны отличать живой отпечаток пальцев и его кодифицированное изображение. Изображение отпечатков пальцев не передает всех особенностей настоящего отпечатка пальца и его объема. Ну попробуйте сфотографировать свой палец и приложить снимок к своему айфону - откроется он или нет? - предложил эксперимент замминистра.

Даже при желании сотрудники правоохранительных органов, утверждает он, не смогут подкинуть чужие отпечатки пальцев на месте происшествия. Это, кстати, было одним из главных опасений в обществе.

- Ну это вообще дилетантский подход! Потому что в нашей системе несколько миллионов отпечатков пальцев. Вы когда-нибудь слышали, чтобы мы куда-то что-то подбросили? Не из-за того, что мы такие хорошие, а из-за того, что это технически невозможно сделать.

Тут Кожаев, конечно, явно погорячился. Все ведь знают, что подбросить можно все при большом желании и установках кого надо. Но продолжим пояснения специалиста в своем деле:

- На месте происшествия человек оставляет отпечаток - объемный потожировой след, который измеряется специальными методами криминалистов. Если подбросить на место происшествия фотографию этого следа, как-то его нанести на поверхность - хотя я даже не представляю, как это возможно, - при криминалистических исследованиях сразу будет ясно, что это не потожировой след, не объемный след.

Между прочим, представитель полицейского ведомства заметил, что закон о дактилоскопии принимался еще в 2016 году тогдашним составом депутатов. А новый состав парламента поднимает вопрос целесообразности штрафов за уклонение от дактилоскопии. И МВД готово рассмотреть отмену такого штрафа.

- Мы эти вопросы готовы обсудить и, возможно, пойти на какие-то изменения. Потому что если человек не будет дактилоскопироваться, он и не получит услугу (видимо, некую цифровую услугу. - Т. Г.). Поэтому, возможно, это излишне принятая мера, для того чтобы побудить людей исполнять принятый в 2016 году закон, - высказался Кожаев.

Напомним, с нового года дактилоскопической регистрации подлежат все граждане Казах­стана и постоянно проживающие в стране иностранцы, кроме детей до 12 лет. Дети в возрасте 12-16 лет подлежат дактилоскопической регистрации на добровольной основе. Ответственность за отказ от прохождения дактилоскопической и геномной регистрации пока еще влечет штраф в размере 2 МРП.

А на самом заседании правительства чиновники решали, как бороться с ДТП на дорогах. Стало известно, что в среднем за сутки на казахстанских дорогах погибают 5-6 человек. Причем самый высокий уровень аварийности, как и прежде, в Алматы, Алматинской, Жамбылской, Туркестанской и Жетысуской областях. На эти пять регионов приходится почти половина(!) всех ДТП в стране, травмированных и погибших людей.

Марат Кожаев заявил, что одна из причин высокой аварийности на дорогах Казахстана - низкая дисциплина водителей.

- Пресечено свыше 5,5 миллиона нарушений правил дорожного движения. Задержано около 15 тысяч пьяных водителей. Судами лишены права управления 9 тысяч водителей. Подвергнуты административному аресту 15 тысяч человек. Оштрафовано более 215 тысяч пешеходов. Такому положению дел способствовало снижение требований к автошколам и качеству подготовки водителей, - считает первый замминистра внут­ренних дел.

По его словам, для решения этой проблемы МВД внесло поправки в правила приема экзаменов на автовождение.

- Процесс их сдачи теперь отслеживается посредством онлайн-трансляции, введена норма по обязательной регистрации обучаемых в информационной системе “Автошкола”, в результате чего исключена возможность корректировки списков. Сейчас разработан второй пакет поправок. Планируется переход на электронные свидетельства об окончании курсов подготовки и медицинские справки. Кроме того, прорабатывается вопрос об отмене самостоятельной подготовки водителей, - отметил спикер.

МВД предлагает перевести более 6 тысяч километров дорог из второй и третьей категорий в первую, а также ввести ответственность за превышение средней скорости на загородных трассах. Сейчас на загородные дороги приходится большинство тяжких ДТП и половина всех летальных случаев. Все эти предложения уже внесены в мажилис.

Кожаев отметил, что отдельная проблема - частные автоперевозчики, такие как InDrive и “Яндекс”:

- Зачастую они в погоне за прибылью безостановочно, без сна и отдыха курсируют между регионами. Используемые ими автомашины небезопасны: изношены, переоборудованы, праворульные, а сами водители не выполняют требования правил перевозки пассажиров.

В этой связи, - продолжил он, - предлагается обязать перевозчиков частных такси, использующих интернет-агрегаторы, проходить предрейсовый медицинский и ежедневный осмотр автотранспорта, дважды в год - обязательный технический осмотр, а также предусмотреть ограничение нахождения водителей за рулем - не более 8 часов!

Среди причин ДТП Кожаев также назвал стремительный рост автопарка страны при одновременном его старении. За последние пять лет количество транспортных средств возросло на четверть, при этом срок эксплуатации половины машин превышает 20 лет. Они не имеют современных систем безопасности: антиблокировочной системы, курсовой устойчивости и стабилизации, подушек безопас­ности.

Помимо этого, по его словам, нет должного контроля за техническим состоянием автотранспорта.

- Центры техосмотра работают по принципу коммерческой выгоды. С начала года к ответственности привлекли 7,5 тысячи водителей за управление неисправными авто. Пять тысяч оштрафованы за непрохождение техосмотра, - отметил замглавы МВД.

Для решения этих проблем он предложил усилить ответственность операторов станций техосмотра, пересмотреть подходы к организации допуска субъектов к проведению техосмотра и внед­рить лицензирование.

Премьер-министр Алихан СМАИЛОВ в своем спиче тоже осудил самостоятельную подготовку водителей:

- Нужно проработать вопрос отмены возможности самостоятельной подготовки водителей транспортных средств. Этот шаг не оправдал себя! Совместно с Министерством цифровизации поручаю обеспечить качественное проведение экзаменов на получение прав.

По словам премьера, с начала года от казахстанцев поступило свыше 62 тысяч официальных обращений по поводу дорожной небезопасности. Они входят в топ-10 жалоб в госорганы.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть