И так сойдёт?
Непродуманная логистика, отсутствие безбарьерной среды - лишь часть замечаний Казахстанской ассоциации урбанистов к проекту нового генплана столицы.
Представленный недавно генплан Астаны до 2035 года - требование времени и главы государства: очевидно, что столица переросла прежний генплан, который был рассчитан до 2030 года.
Нынешний проект не окончательный, а лишь черновик, к созданию которого на этот раз пригласили приложить руку и жителей столицы: в научно-исследовательском проектном институте “Астанагенплан” проект Астаны будущего был представлен в разрезе “смотри, обсуждай, предлагай”.
Посмотрели и вынесли свой вердикт увиденному и независимые эксперты, в частности член Ассоциации урбанистов Q-88 Санжар КАЗИЕВ.
Первое же замечание: отображенные в проекте данные мало того что несвежие (в основном за 2020-2021 годы), так еще и грешат необъективностью.
- Цифры есть, их много, но вызывают они большие сомнения, а проверить их практически невозможно. Статданных, которыми могли бы воспользоваться независимые архитекторы и урбанисты, нет в открытом доступе. А те, что есть, чаще всего взяты из отчетов своих же специалистов и носят весьма лояльный характер, не отражая реального положения, - считает Казиев.
Загвоздка еще и в том, считают эксперты, что нет командной работы: даже если свежие данные и есть у управлений, с “Астанагенпланом” они не делятся.
- Знаю, о чем говорю, из собственного опыта. Допустим, управление образования в курсе, сколько будет построено школ и где, но не понимает, как распределить по ним учителей, чтобы завтра не столкнуться с их дефицитом, - объясняет урбанист.
Со школами в проекте отдельная боль. То, что их станет больше, хорошо. А вот каких именно, непонятно: на схеме нет деления на госучреждения и частные.
- Вот смотрю и не понимаю, где будет дорогая школа, а где бесплатная. И как людям ориентироваться, если они задумали переезд? - гражданин в кепке оказался крайне дотошным именно в этом вопросе.
А ведь из неразберихи с учебными заведениями тянется другая проблема - маятниковая миграция, напрямую связанная с логистикой городской транспортной системы.
- Есть деньги - родители будут возить своих чад в частные школы хоть через весь город. Но тогда возрастет износ дорог, а транзит у нас абсолютно не продуман, как и весь транспортный момент, и виной тому опять-таки отсутствие омниканальности. Очень показательный пример, который мы выявили в ходе нашего мониторинга: густонаселенный микрорайон “Жагалау”, через который курсирует намного меньше автобусов, нежели вокруг крупных торговых центров. Закрадывается мысль, что это сделано специально: маршруты проложены так, чтобы люди в первую очередь тратили деньги, а не с комфортом добирались на работу и домой, - продолжает Казиев.
Серьезное обвинение в адрес разработчиков: они напрочь забыли про людей с особыми потребностями.
- Где в проекте хоть слово о безбарьерной среде? Ее нет, как нет для “Астанагенплана” и людей с особыми потребностями: там не знают, где они живут, а должны были это выяснить и хотя бы в знаковых точках создать им условия! - недовольны в ассоциации.
Серьезно озадачили урбанистов и показатели плотности городского населения: на одной части схемы самыми густонаселенными значатся районы старого города (данные за 2021 год), а на соседней картинке вся эта густота утекает в противоположном направлении - в частный сектор Левобережья.
- Показывать абсолютные, а не относительные значения на схемах недопустимо! В генплане рассчитали, что к 2035 году на месте частных домов вырастут небоскребы, куда и переедет весомая доля горожан. Но где гарантия, что люди согласятся продать свои дома под застройку? - недоумевают эксперты.
В целом же в ассоциации мнение такое: представленный проект - просто нарисованная картинка и нет никакого смысла обсуждать его в таком виде, все равно последует масса корректировок.
- Для подготовки таких проектов надо создать целую среду, нанять экспертов для изучения каждого квартала. Но у нас всем занимается “Астанагенплан”, который выдает отчет неважно какого качества. И рано или поздно мы скатимся в какой-нибудь коллапс, следуя этим “веселым картинкам”, - заключил Санжар Казиев.
Елена ЛЕВКОВИЧ, фото автора, Астана