8115

Банкротство физлиц: рано обрадовались

Мы решили освежить в памяти читателей один из важных законов сегодняшнего Казахстана на примере конкретного региона

Банкротство физлиц: рано обрадовались
Рисунок Игоря КИЙКО.

В Атырау не так уж и много человек признали банкротами с того дня, как закон о банкротстве физических лиц вступил в действие. Но это не потому, что среди жителей почти нет таких. Оказывается, большая часть подающих заявления о признании их банк­ротами не знают, как это правильно делать.

Итак, с марта этого года казахстанцы получили возможность подавать ходатайства о своем банкротстве в соответствии с подписанным в конце прошлого года главой государства законом “О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан”.

В департаменте госдоходов (ДГД) Атырауской области сообщили, что на 18 сентября по внесудебному банкротству поступило 2164 заявления. Из них отказано 1781 заявителю, на стадии рассмотрения - 46, предварительно одобрено - 224, прекращено услугополучателем (должником) 36 заявлений, услугодателем (ДГД) - 2.

- Проведенный первый финансовый мониторинг показал, что из 280 должников у 261 отсутствуют признаки уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами, по 19 проводится анализ, но уже известно, что по десяти из них поданы заявления о прекращении процедуры внесудебного банкротства.

Согласно второму финмониторингу, из 152 должников в отношении 139 составлены справки об отсутствии признаков уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами, по 13 должникам проводится анализ, - сообщили в ДГД.

В результате в Атырауской области официально признаны банк­ротами на сегодняшний день всего 75 человек.

Почему же так много отказов? По словам пресс-секретаря ДГД Алии БАЙТЕМИРОВОЙ, большинство не могут воспользоваться процедурой банкротства, поскольку их заявления элементарно не соответствуют критериям закона.

- В частности, у супругов ряда граждан имеется личное и совместное имущество, автомобиль, ценные бумаги, вклады в банках, а у некоторых из них не указан брак в органах загса, - отметила Байтемирова. - В случае, если предварительно одобренные заявления будут соответствовать законодательству, через полгода выносится решение о применении процеду­ры банкротства, которое после опубликуют на сайте или вышлют в личный кабинет на портал электронного правительства.

Жительница нефтяной столицы Елена СИДОРОВА (мои собеседники по вполне понятным причинам не хотят называть свои настоящие имена) с большим трудом прошла сквозь сито отбора представленных ею документов. История ее с грустным началом: сын попал в страшную аварию, ей пришлось уйти из бизнеса. Она просто не смогла платить по счетам, влезла в долги и в итоге решила объявить себя банкротом.

- В департаменте госдоходов подняли все финансовые операции, которые совершались мною за всю жизнь. В итоге нашлась машина, оформленная на меня, - делится своим опытом женщина. - Я оторопела: давно пользуюсь общественным транспортом! Дома уже, подняв все бумаги, вспомнила, что когда-то, еще в конце 90-х, автомобиль подарила тестю. Давно уже нет той машины, имеется бумага, подтверждающая операцию дарения транспорта, но почему-то в налоговой это не отразили, и у них вышло вот такое мое имущество, а значит, банкротом не хотели признавать. Но в итоге все доказала, все документы предоставила.

В Атырау сегодня подают заявления на банкротство преимущественно те, кто в свое время понахватал много кредитов. Многие брали на улучшение жилищных условий. Но у Улжан СЕРИКОВОЙ ситуация совсем другая: она вынуждена была оформлять займы в банках, чтобы расплатиться с долгами сына, который был игроманом, но вскоре скончался. Женщине ничего не оставалось, как взять крупную сумму сразу в нескольких банках. Сейчас она на пенсии, выплачивать деньги не в состоянии. Решила подать на признание ее банкротом, но так как состоит с супругом в браке (хоть и не живут вместе), в ходатайстве ей отказали.

Что же человеку нужно учесть, чтобы заявку на статус “банк­рот” не отклонили? В ДГД напоминают, что законодательство о банкротстве физлиц предусматривает три процедуры: внесудебное банкротство, судебное и восстановление платежеспособности. Все процедуры инициируются только самим должником, то есть кредитор не имеет права подавать на банкротство должника.

Внесудебным банкротством казахстанцы смогут воспользоваться при условиях, если: 1) долг перед банками, микрофинансовыми организациями (МФО) и коллекторами не превышает 5,5 млн тенге (1600 МРП); 2) нет официального дохода или официальный доход не превышает прожиточный минимум; 3) у должника нет имущества и он сделал все, чтобы урегулировать отношения с банком по своим долгам.

Судебным банкротством могут воспользоваться те, у кого долгов более 5,5 млн тенге. Если у должника есть имущество, его продадут на торгах, а вырученные деньги отдадут кредиторам (в соответствии с установленной очередностью). Остальное будет списано.

А восстановление платежеспособности означает получить в суде отсрочку до пяти лет на оплату долгов. Для этого нужно согласие должника и кредиторов. У заявителя должен быть пусть и мизерный, но стабильный доход. План восстановления разрабатывается с финансовым управляющим и утверждается в суде (услуги финансовых управляющих - платные, лишь в случае банкротства социально уязвимых категорий граждан оплата услуг финансовых управляющих осуществляется за счет государства).

Признанный банкротом граж­данин не сможет оформить на себя новые кредиты 5 лет (кроме получения микрокредитов ломбардов), а повторное банкротство возможно только через 7 лет. Надо иметь в виду, что долги по алиментам, по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью другого человека, а также по возмещению ущерба по уголовным правонарушениям списанию не подлежат.

- Кредиты, конечно, очень выручают при нынешнем финансовом положении граждан, - говорит Елена Сидорова. - Но и сильно притупляют чувство ответственности перед своими обязательствами. Одно дело, если кредиты были взяты на действительно жизненно важные цели и нет возможности погасить их, и совершенно другое, когда кредиты берут на свои хотелки. Вот таким точно надо отказывать в признании банкротом! Может быть, отказ как-то дисциплинирует людей.

Согласен с жительницей и общественник Ерик БОТАХАНОВ:

- Безусловно, списание долгов поможет облегчить финансовое бремя отдельных физических лиц. Но это же параллельно может привести к безрассудному взятию кредитов другими лицами. И здесь важно справедливое списание долгов. А вдруг завтра случится так, что люди увидят лазейку и пуще прежнего начнут набирать кредиты? Нужно понимать каждому: кто берет в долг, должен нести бремя возврата, иначе будет хаос. Конечно, нужно помогать людям, у которых, например, бизнес прогорел в результате непреодолимых обстоятельств. То есть необходимо каждый случай рассматривать индивидуально.

По мнению депутата областного маслихата Айбара ЕРЕКЕШОВА, в плане поддержки малого бизнеса закон о банкротстве только поможет, так как именно мелким предпринимателям, у которых не получается пока угнаться за растущими ценами, особенно тем, кто проживает в селах, в последнее время нелегко. Такой закон поможет им вновь встать на ноги, уверен народный избранник.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

- По информации отдела экономического анализа и статистики атырауского филиала Нацбанка, на 1 августа 2023 года задолженность по кредитам, выданным филиалами комбанков области, составила 678,3 млрд тенге (больше на 22,2 процента по сравнению с 1 августа прошлого года).

- Задолженность физлиц в сравнении с соответствующей датой 2022 года увеличилась на 28,1 процента, составив 587,1 млрд тенге, а задолженность юлиц уменьшилась на 5,9 процента и составила 91,2 млрд тенге.

Надежда ШУМИЛИНА, Атырау

Поделиться
Класснуть