На честном слове
Реклама без маскировки, модерация на казахском и стоп для незаконного контента - как будет работать новый закон об онлайн-платформах и онлайн-рекламе
В силу этот закон, подписанный президентом Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ в июле этого года, вступает с 10 сентября. Преподнесли его авторы-разработчики как главный инструмент в борьбе с фейками, защитой детей от кибербуллинга, а также как способ стимулировать блогеров платить налоги со своих заработков. Что изменится с его внедрением и станет ли меньше мошенников в сети?
“Закон о блогерах” (так условно можно назвать этот документ) впервые закрепляет в казахстанском законодательстве определение онлайн-платформ. Это ресурс, функционирующий в интернете, сервис обмена сообщениями или программное обеспечение. Для тех хозяев порталов, кого посещают больше 100 тысяч пользователей в сутки, есть требование: их представительства должны быть обязательно зарегистрированы на территории Казахстана (всем остальным необходимо установить программу, рассчитывающую количество пользователей ресурса). У ресурса, который в течение суток посещают больше 100 тысяч человек, должен быть официальный представитель, который будет контактировать с госорганами. Назначить его нужно не позднее чем через месяц после вступления закона в силу.
Прописаны права и обязанности инфлюенсеров - тех, кого называют властителями умов и душ пользователей сети. В новом законе они уравнены с блогерами. Подчеркивается, что контент их создан прежде всего с целью заработка. А потому скрывать, что товары и услуги они нахваливают просто так, по доброте душевной, не должны. Реклама, в том числе и таргетная (это та, которая всплывает в вашей ленте, угадав интересы и предпочтения), должна быть маркирована. И распространяться лишь среди совершеннолетних пользователей. А спонсорский контент должен быть изучен на предмет достоверности тиражируемых данных. И при этом не дискредитировать конкурентов.
Инфлюенсеры, кстати, и ответственность за распространение фейков несут более суровую, нежели обычные пользователи: 30 МРП (как для малых предпринимателей) против 20 МРП для физлиц.
Кстати, по новому закону популярный мессенджер WhatsАpp - тоже онлайн-платформа, и раскидывать в нем по чатам разного рода утки теперь будет означать распространение заведомо ложной информации, то есть фейков. Прежде чем нажать кнопку “Поделиться”, пользователь теперь тоже должен удостовериться в достоверности распространяемой информации. И удалять по требованию публикации, где она ложная.
В Кодекс об административных правонарушениях внесено дополнение - статья 456-2 “размещение, распространение ложной информации”. Если есть признаки уголовного деяния, в ход пойдет уже статья 274 Уголовного кодекса республики. Но есть оговорка: если у пользователя не было прямого умысла или он доподлинно не знает о достоверности распространяемой информации, уголовной ответственности можно избежать.
Закон обязывает владельцев ресурсов внимательно отслеживать контент, который публикуют пользователи. Блокировать распространение противоправного, уведомлять о таких случаях правоохранителей. К этому относится все, что по закону нельзя публиковать и в СМИ: пропаганда жестокости и насилия, разжигание разного рода розни, призывы нарушить мир и целостность страны. Пристальное внимание всему, где хоть как-то задеваются интересы детей, так называемый кибербуллинг. Информацию, где ущемляются интересы ребенка, владелец ресурса должен удалить в течение суток.
На запрос, поступивший из уполномоченного ведомства или управления, онлайн-платформы должны реагировать в течение 24 часов. И предоставлять госорганам сведения о пользователях. За игнорирование этих требований деятельность онлайн-платформы может быть приостановлена. Предусмотрен и ежегодный отчет о том, как велась модерация контента и какие риски были выявлены.
Предусмотрена возможность для пользователя подать жалобу и должно быть автоматическое подтверждение ее удаления. При этом на жалобу пользователей с требованием удалить информацию сомнительного содержания онлайн-платформам дается время ответить в течение 20 дней. Если реакции нет, пользователь вправе обратиться в суд и правоохранительные органы.
Одно из основных требований к онлайн-платформам - возможность полноценно пользоваться ими на государственном языке. Интерфейс на казахском, пользовательское соглашение и, самое главное, модерация контента. Это, кстати, позволит также анализировать содержание публикаций и вычленять из них “взрывоопасные”.
Еще одно нововведение - право на собственное изображение. До “закона о блогерах” публиковать фото людей, отснятых во время публичных мероприятий или в общественных местах без их ведома, могли только СМИ. Теперь это на законных основаниях могут делать все пользователи. Можно публиковать изображение человека, снятое при выполнении им служебных обязанностей, а также с целью пресечь правонарушение, преступление или попрание общественной морали.
Затронул новый закон и момент сбора разного рода пожертвований. Напомнив пользователям и блогерам об ответственности за легализацию средств, приобретенных преступным путем. Пожертвования от рядовых сейчас помогают выжить разного рода благотворительным организациям и даже снискать славу и заработать репутацию блогерам. Самая распространенная схема: выдать жалостливую историю про несчастную судьбу человека или семьи, а потом всем миром их облагодетельствовать. Юристы отмечают, что необходима прозрачная отчетность о целевом расходовании собранных от народа средств.
Впрочем, многочисленные эксперты, пройдясь критикой по новому закону, уверены, что в нем недостаточно четко прописаны алгоритмы контроля. Например, все, что касается ложной информации, спорно: кто будет выявлять, был ли контент действительно сомнительным, принесла ли кому-либо вред публикация. Неясно пока и то, кто будет мониторить деятельность блогеров - вычленять из общего числа тех, кто действительно “онли бизнес” (те, кто только зарабатывает в блогинге), а кто в блогерстве за идею. Существуют ли какие-то потолки блогерского заработка, после которого к нему начинают приглядываться на предмет того, платит ли он налоги, тоже не указано.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы