4058

СПК: быть или не быть?

Дискредитировали ли себя окончательно социально-предпринимательские корпорации или у них еще есть шанс заработать доброе имя?

СПК: быть или не быть?
Рисунок Игоря КИЙКО.

«Деятельность этих корпораций будет направлена на привлечение новых проектов, развитие малого и среднего бизнеса, усиление кооперации. В результате СПК превратятся в крупных работодателей и локомотивы развития страны, не обременяя при этом государство увеличением числа государственных служащих», - заявил в послании народу Казахстана в уже далеком 2006 году тогдашний президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ, представляя обществу идею социально-предпринимательских корпораций.

Однако благой замысел в итоге обернулся головной болью: деятельность (или, вернее, бездействие) СПК все чаще критиковали. А в последнее время они стали объектами пристального внимания со стороны Агентства по противодействию коррупции. Вот несколько цитат из ответа антикора на запрос газеты «Время»:

«Большая часть преступлений связана с хищением и злоупотреблением должностными полномочиями при инвестировании проектов, формировании стабилизационного фонда и реализации активов. Встречались факты фиктивного трудоустройства и получения незаконного денежного вознаграждения за подписание документов в рамках заключенных договоров».

«В 2022 году агентством проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности 17 СПК за 2019-2021 годы. Были выявлены многочисленные коррупционные риски, а также несоответствие деятельности СПК целям и задачам их создания. Они сопряжены с финансовыми нарушениями на сумму свыше 47 млрд тенге».

По мнению антикора, указанные риски стали возможны ввиду существующих пробелов в нормативной регламентации деятельности СПК и отсутствия должного контроля со стороны руководства: «По результатам анализа внесено 456 рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности СПК».

«В целях комплексного реформирования СПК и обеспечения единых подходов по регулированию их деятельности правительством разработан и находится на согласовании законопроект по вопросам развития квазигосударственного сектора», - сообщили в АПК.

Устав выслушивать критику о деятельности соцкорпораций, в конце 2022 года по этой теме высказался премьер-министр Алихан СМАИЛОВ:

- В рамках исполнения поручения главы государства формируются подходы по трансформации СПК. Предлагается пересмотреть понятие СПК, переформатировав его в региональный институт развития в форме некоммерческого юридического лица, осуществляющего содействие местным исполнительным органам в создании условий для повышения конкурентоспособности региона.

В июне этого года выразил свое недовольство СПК и председатель сената Маулен АШИМБАЕВ:

- СПК сегодня недостаточно эффективно работают со средствами, которые выделяют на формирование стабилизационных фондов. Кроме того, СПК выдавали земельные участки. Это же всё дискредитирует саму концепцию СПК! По вопросам СПК и СЭЗ (специальные экономические зоны. - Е.Л.) можно было бы создать совместную парламентскую и правительственную рабочую группу, чтобы она проанализировала эффективность этих проектов и подготовила предложения в части законодательного регулирования.

Но в июле наступили парламентские каникулы, и тема СПК, как, впрочем, и другие злободневные вопросы, скрылась в летней тени. И вот теперь, на пороге новой парламентской сессии, да что там — нового политического сезона, нелишне, думается, задаться вопросом: так что же все таки будет с СПК, какая судьба им уготована?

Одним из самых ярых критиков СПК остается партия «Ак жол» во главе с ее лидером Азатом ПЕРУАШЕВЫМ, который считает, что корпорации так и не стали опорой для развития бизнеса:

- СПК были нацелены на дарование возможности бизнесу больше зарабатывать и активнее развиваться, а для государства польза виделась в решении многих социальных вопросов.

Но по факту, - продолжает он, - уже с первых лет их деятельности наметился разлад. Например, СПК «Ертіс», получив в первые годы миллиардное финансирование, ни одного проекта так и не реализовала. Все деньги осели на банковских депозитах, а начисляемые проценты уходили в виде бонусов все тем же руководителям.

Появились претензии и к тому, как СПК распоряжались местными месторождениями полезных ископаемых. Если прежде предприниматель мог подать заявку в госструктуры и получить добро на пользование, то потом бизнес обязали брать эту структуру в долю: СПК включали как госсобственника с долей не менее 30 процентов от дохода, при этом сама соцкорпорация ничего не вкладывала.

В ряде регионов СПК со временем стали наделяться практически банковскими функциями: используя бюджетные деньги, корпорации кредитовали бизнес на местах. Но это же нонсенс – подобное относится к лицензированной банковской деятельности! - возмущается Перуашев. - Такая вольность произросла из неурегулированности СПК законами, не была разработана их единая концепция. Каждый аким по своей воле передавал местной корпорации определенные функции, возлагал обязанности, и по сей день региональные СПК в большинстве своем работают так, как это представляется главе области.

Я не исключаю примеров удачной работы СПК. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что подобный формат работы все же удобен для акиматов: им не надо самим заниматься хозяйственной деятельностью, при этом все ресурсы и полномочия под контролем. Регулярно общаясь с представителями местных исполнительных органов, я часто слышу от них, что они взаимодействием с корпорациями довольны.

Но если рассуждать в целом, то негатива все же больше. Особенно в последнее время: периодически появляются новости о привлечении к уголовной ответственности кого-то из глав региональных корпораций, пойманных на коррупции. И тут нечему удивляться: «благодатная почва» была заложена слишком вольным толкованием сути СПК и доступом к государственным ресурсам.

Позиция нашей партии такова: СПК абсолютно бесполезны в их нынешнем виде и было бы правильнее их, таких, ликвидировать, - заключил Перуашев.

За трансформацию СПК и уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам ЖУРСУНОВ:

- Шероховатости в деятельности структуры, чья роль заключалась в способствовании созданию конкурентоспособных и устойчивых производств в регионах, появились быстро, и, чтобы добиться большей эффективности работы, необходимо было решить несколько важных проблем, в их числе: недостаточное сотрудничество между СПК и предпринимателями, низкий уровень корпоративного управления, смешение коммерческих и некоммерческих задач. К сожалению, большинство этих задач не решены по сей день.

Один из аспектов, вызывающий острую критику, связан с работой стабилизационных фондов. Их деятельность не приносит существенного положительного эффекта на фоне ежегодно вкладываемых ресурсов: львиная доля их забот сводится к сообщениям о наличии точек в регионах, где социально значимые продукты продаются по ценам ниже рыночных.

Обо всех этих проблемах уже не раз заявляли и я, и национальная палата предпринимателей «Атамекен». Более того - в ноябре 2020 года был подготовлен проект концепции развития СПК до 2030 года и направлен в отечественное Министерство национальной экономики, которое поставило перед собой задачу согласовать документ с заинтересованными сторонами. Но внезапно министерство пролоббировало постановление правительства «Об утверждении комплексного плана развития социально-предпринимательских корпораций до 2025 года», суть которого - в изменении деятельности СПК лишь до 2023 года, с дальнейшим мониторингом на протяжении 2025 года. При этом план не предполагает участия бизнеса в анализе деятельности корпораций! Подобный маневр можно назвать «гора родила мышь»: большие усилия привели к скромным результатам на фоне нежелания решать существующие проблемы.

А решать их надо! И в первую очередь путем принятия понятной и прозрачной концепции развития и закона, регулирующего деятельность СПК. При моей поддержке уже сформирована рабочая группа при Миннацэкономики, в которую вошли представители и госорганов, и бизнес-сообщества. Будем разрабатывать конкретные меры для улучшения эффективности деятельности СПК.

Я по-прежнему остаюсь при мнении, что деятельность СПК необходимо перезагрузить, - подчеркнул в заключение бизнес-омбудсмен. - Перед корпорациями не поставлены конкретные задачи, они вступают в конкуренцию с бизнесом в погоне за решением краткосрочных задач, навязанных местными исполнительными органами. Для преодоления этой ситуации требуется принятие оперативных и системных мер.

Елена ЛЕВКОВИЧ, Астана

ОТ РЕДАКЦИИ. Не исключено, что уже в пятницу, 1 сентября, мы узнаем ответы на многие вопросы, поставленные в материале нашего корреспондента.

Поделиться
Класснуть