Вот так залетел!
Пилот “Казавиаспаса” Нургельды Рыскулбек никак не может взять в толк, за что его уволили
Кадровые разборки в АО “Казавиаспас” продолжаются. Руководство компании уволило летчика Нургельды РЫСКУЛБЕКА за то, что он якобы допустил к управлению воздушным судном руководителя летной службы, не имевшего лицензии и допуска к полетам. Однако пилот в тот момент не имел таких полномочий, потому что был лишь стажером. Этот факт проверила и подтвердила авиационная администрация, но Рыскулбек по-прежнему остается за бортом, да еще и должен работодателю 5 млн тенге!
Нургельды Рыскулбек работал в “Казавиаспасе” с 2017 года в должности второго пилота. В 2022-м прошел переобучение, чтобы стать командиром воздушного судна (КВС). По окончании обучения его назначили на должность КВС, но командирские обязанности он фактически не выполнял, так как еще не имел допуска к самостоятельным полетам. Чтобы его получить, необходимо отлетать 10 учебно-тренировочных полетов по программе “Ввод в строй”. К выполнению этой программы Рыскулбек приступил в феврале 2023 года.
Тучи сгустились над летчиком-стажером 19 февраля, когда он выполнял очередной учебно-тренировочный полет по маршруту Астана - Ильинка - Астана.
- В тот день на борту вертолета был я, пилот-инструктор Мамбет КОЙШИБАЕВ и руководитель летной службы Мирбек КУРМАНАЛИЕВ. Полный состав инспекторов, включая заместителя руководителя службы контроля качества полетов, видел, что Курманалиев садится на борт, но никто ничего не сказал, хотя они прекрасно знают, что к тренировочным полетам не допускаются даже служебные пассажиры, то есть инженеры. В ходе полета инструктор сказал мне, чтобы я освободил место для Курманалиева. Я подчинился и пересел на заднее кресло. А что я мог сделать? Вцепиться в штурвал и ослушаться инструктора? - описал события Рыскулбек.
Он снял на видео процесс управления вертолетом Курманалиевым. Видеозапись позже увидело руководство “Казавиаспаса”. Оно обвинило стажера в том, что он допустил главу летной службы к штурвалу, и подготовило приказ о расторжении трудового договора. В документе за подписью генерального директора компании Болата АБАЙДИЛЬДИНОВА сказано, что основанием для увольнения послужил “отчет служебного расследования по факту нахождения Курманалиева на рабочем месте Рыскулбека при выполнении учебного полета”.
- По закону руководство должно было предоставить мне для ознакомления копию результатов служебного расследования, но не сделало этого. Меня просто поставили перед фактом, что я уволен. Но ведь очевидно, что в должностной иерархии пилот-инструктор выше стажера. За все происшествия на воздушном судне, за тренировочные полеты ответственность несут инструктор и руководитель летной службы. А крайним сделали меня, - горячится летчик.
Он написал жалобу в согласительную комиссию “Казавиаспаса” и Главную транспортную прокуратуру с требованием провести проверку и восстановить его на службе. Тем временем авиационная администрация провела в “Казавиаспасе” свою проверку. И вот какие выводы сделала: “Директор летной службы Курманалиев, не имея свидетельства авиационного персонала, допустил превышение полномочий и должностных обязанностей АО “Казавиаспас”, тем самым нарушив нормативно-правовые акты в сфере гражданской авиации. Факт нарушения подтверждается”.
В этом письме также сказано, что 19 февраля Рыскулбек проходил ввод в строй на допуск к самостоятельным полетам в качестве командира воздушного судна-стажера. На тот момент он не являлся КВС, так как не прошел программу ввода в строй, и в задании на полет его должны были вписать именно как КВС-стажера.
“Допуск к самостоятельным полетам Рыскулбек получил согласно приказу №122-п от 28.2.2023 года. Соответственно, он не отвечал за формирование экипажа. Командиром воздушного судна может быть лицо, в установленном порядке прошедшее соответствующее обучение, имеющее свидетельство пилота и допуск на право самостоятельного управления воздушным судном данного типа. Факт нарушения подтверждается”, - говорится в ответе.
То есть авиационная администрация всецело подтвердила правоту Нургельды Рыскулбека и нарушения со стороны руководства “Казавиаспаса”, однако он до сих пор безработный. И вот почему.
В предварительном решении Министерства по чрезвычайным ситуациям в ответ на коллективное обращение летного состава “Казавиаспаса” говорится, что хоть авиационная администрация и не обнаружила нарушений со стороны Рыскулбека, но при этом “Казавиаспас” с вышеуказанным выводом не согласен, мол, разбирайтесь дальше сами.
О кадровых проблемах в авиакомпании наша газета уже писала (см. “Им целого неба мало”, “Совсем нелетная погода?”, “Время” от 29.4. и 2.5.2023 г.). Напомним, 31 марта пилоты в массовом порядке написали заявления об увольнении. Они требовали безопасных условий работы, доплат за переработки и нормальное служебное жилье.
- Во время командировок в Зеренду мы останавливались в служебном доме, который жильем трудно назвать - сарай сараем. Мы постоянно просили у Курманалиева улучшения условий труда, на что он лишь предлагал уволиться, причем всегда в грубой форме. Есть масса других нарушений. Так, в прошлом году в Жезказгане борт совершил аварийную посадку с одним двигателем, потому что больше года не меняли масло, не снимали заводские пломбы. Сейчас по этому инциденту идет расследование, - поделился Нургельды Рыскулбек.
Напомним, руководитель пресс-службы МЧС Руслан ИМАНКУЛОВ сообщал “Времени”, что заработная плата некоторых недовольных пилотов за 2022 год составила больше 20 млн тенге.
- Рядовые командиры ВС за год получают порядка 11 млн тенге. У меня выходило около 800 тысяч тенге в месяц. Пилоты пашут без выходных, из командировки приезжают, дома два-три дня побудут - и опять в командировку. Мы дома не бываем. Пилоты должны нормально отдыхать, так как работа связана с большими рисками. А платили нам не по установленным тарифам, выходные не давали, потому что летчиков в стране не хватает, а работы очень много, особенно летом, - говорит Рыскулбек.
Он недоумевает, как при явном кадровом дефиците руководство “Казавиаспаса” так легко расстается с авиаторами: в апреле уволили семь сотрудников, после того как они написали обращения Касым-Жомарту ТОКАЕВУ и Болату Абайдильдинову с жалобами на нарушения трудового законодательства.
Возвращаясь к истории со своим увольнением, Нургельды рассказал, что после инцидента Мирбек Курманалиев уволился по собственному желанию, а инструктор Койшибаев не был сотрудником “Казавиаспаса”, он работал по агентскому договору и никакой ответственности не понес.
Ответы из прокуратуры и согласительной комиссии пилот еще не получил. Он переживает, что другие авиакомпании не примут его на работу, потому что они являются субподрядчиками “Казавиаспаса” - единого оператора, который дает им заявки и распределяет тендеры.
Ситуация осложняется тем, что Рыскулбек должен теперь вернуть “Казавиаспасу” порядка 5 млн тенге, которые были затрачены на его переобучение. Если бы его не уволили, то он просто отрабатывал бы эти деньги в течение пяти лет как гарантированный сотрудник.
Если по итогам рассмотрения жалобы согласительная комиссия не восстановит Рыскулбека на службе, он планирует подать иск в суд.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана