2236

Им целого неба мало

Пилоты АО “Казавиаспас” намерены оставить свои штурвалы с 1 мая, так как их требования к руководству компании не были выполнены, а трое их коллег уволены. Сначала говорилось о 30 сотрудниках, готовых расторгнуть трудовые договоры, однако по состоянию на пятницу, 28 апреля, соответствующее уведомление подписали 23 пилота.

Им целого неба мало

Заявления об увольнении пилоты “Казавиаспаса” в массовом порядке написали еще 31 марта. Требования к безопасности и увеличение зарплаты, поскольку летчикам приходится работать в непростых, а порой и опасных условиях, - ключевые запросы в их обращениях и к генеральному директору “Казавиаспаса” Болату АБАЙДИЛЬДИНОВУ, и к президенту республики Касым-Жомарту ТОКАЕВУ.

В частности, авиаторы просят обеспечить безопасные жилищно-бытовые условия для летного и инженерного состава при выполнении работ по заказу компании РГП “Казавиалесохрана”. А также настаивают на индексировании заработной платы, доплат за дежурство, оплате работы в выходные и праздничные дни.

В своих письмах пилоты также потребовали не увольнять их коллегу Андрея БУХАЛА, ранее отмеченного благодарственным письмом министра по ЧС за спасение в Чарынском каньоне 10-летней девочки. Вместе с тем они настаивают на отстранении от занимаемых должностей директора летной службы Мирбека КУРМАНАЛИЕВА и его заместителя Е. АУБАКИРОВА.

Отправной точкой конфликта между летным составом и руководством “Казавиаспаса” стала жесткая посадка вертолета МИ-8 23 февраля этого года в Западно-Казахстанской области. В той катастрофе, как известно, погибли четыре сотрудника “Казавиаспаса” (еще два человека пострадали). Эту трагедию летный состав назвал “результатом неграмотного руководства и планирования”. По его мнению, сохранить жизни пилотам и оказать им экстренную медпомощь можно было бы при наличии поисково-спасательного вертолета в Уральске. Родные погибших выступили с заявлением, что смерть их близких наступила не в результате травм, полученных при экстренной посадке, а по причине переохлаждения, пока они ждали подмогу.

На письмо летчиков президенту страны начальство “Казавиаспаса” отреагировало довольно бурно: в департамент полиции Астаны поступило заявление, в котором авторов жалобы просили наказать за “распространение заведомо ложных сведений, которые порочат честь и достоинство руководства компании и подрывают их репутацию и репутацию компании в целом”. А Дениса ЗУБКОВА и Еркина ДЖУМАГАЛИЕВА было предложено привлечь к административной ответственности за клевету.

Дальше - больше. Вскоре после этого протестная группа из числа летного состава выступила против увольнения командира воздушного судна типа Н-130 Нургельды РЫСКУЛБЕКА летного подразделения вертолетов западного производства. Расторгнуть трудовой договор с ним руководство решило на основании служебной записки заместителя генерального директора по производственным вопросам Мирлана АБДУКАДЫРОВА и отчета по служебному расследованию, начатому по факту нахождения директора летной службы Мирбека Курманалиева на рабочем месте командира воздушного судна Рыскулбека при выполнении указанным бортом учебного полета 19 февраля. Командиру судна вменили нарушение подпункта 11 пункта 1 статьи 52 Трудового кодекса. Кроме того, был расторгнут трудовой договор с пилотом-инструктором Асхатом АБДЫКАРИМОВЫМ - он написал заявление по собственному желанию.

При этом никакой комиссии для урегулирования конфликт­ной ситуации, по словам пилотов, руководством компании создано не было.

Сотрудники “Казавиаспаса” уведомили руководство о своем увольнении не позднее чем за три рабочих дня до предполагаемой даты. Расторгнуть свои трудовые договоры пилоты собираются в одностороннем порядке.

В пятницу довольно неординарную ситуацию прокомментировал журналистам в Астане глава МЧС Юрий ИЛЬИН. По его словам, руководство “Каз­авиаспаса” провело собрание, на котором присутствовало около 200 сотрудников.

- Я думаю, что после вчерашней встречи большинство вопросов снято. Если эти пилоты изъявят желание продолжить работать в “Казавиаспасе”, я думаю, они могут это сделать. Никаких методов драконьего воздействия мы не применяем. Есть проблемы, которые были озвучены в их обращениях. Они связаны с пребыванием на точках дислоцирования, которые не соответствуют нормальным условиям. Будут приняты (меры. - Ю. З.) в отношении должностных лиц “Казавиаспаса”, которые это не проконтролировали. Будем улучшать условия для наших сотрудников, - сказал Ильин.

По его информации, зарплата некоторых командиров воздушных судов доходит до 20 млн в год.

В МЧС и компании подчеркивают, что сбоев в работе ведомственной авиации не будет.

А пилоты тем временем предлагают свое, альтернативное решение проблемы - создать новое предприятие, которое будет сотрудничать с “Казавиаспасом” по договору.

Юлия ЗЕНГ, Алматы

Поделиться
Класснуть