2958

Кенес - лучше для аула нет?

Одним из самых громких обсуждений в мажилисе стал спор, нужны ли в Казахстане кенесы. Они, по мнению авторов законопроекта из Министерства нацэкономики, должны стать мостом между народом и властью, однако парламентарии усмотрели в этом риски двоевластия.

Кенес - лучше для аула нет?

1. Страна советов

Планируется, что собрания местного сообщества в городах районного значения, селах, поселках и сельских округах будут преобразованы в представительный орган - кенес. Он будет состоять из членов и председателя. Члены избираются открытым голосованием на сходе местного сообщества. Этим же сходом кенес можно распустить. Количество членов будет зависеть от численности жителей. При этом в кенесе должно быть представительство от каждого села, входящего в состав сельского округа. Председатель кенеса избирается из числа его членов. Эта должность оплачивается из местного бюджета, и зарплата приравнена к зарплате руководителя подразделения акимата сельского округа (сейчас это 265 тысяч тенге). Деятельность совета будет обеспечиваться аппаратом акима.

Кенес будет утверждать бюджет (сейчас он утверждается районным маслихатом), а также перечень платных услуг, ставок налогов, регулировать вопросы благоустройства, санитарии, уличной торговли, проведение праздников, конкурсов. Его решения будут иметь статус нормативно-правовых актов и подлежать обязательному исполнению.

А что остается акиму? Он будет обеспечивать организацию исполнения решений кенеса и реализацию стратегических задач на местном уровне. Его основные функции - регулирование земельных отношений, обеспечение водоснабжения, помощь социально уязвимым слоям населения, организация работ по благоустройству, освещению, озеленению и санитарной очистке территории, по транс­портному сообщению и сносу аварийного жилья. Он также будет нести ответственность перед кенесом за реа­лизацию возложенных на него функций.

Кроме того, создать советы планируют и на уровне столицы, городов республиканского и областного значения. Но здесь их деятельность будет осуществляться на общественных началах.

2. Звони акиму!

Знакомство со скандальной новеллой о создании кенесов обсуждали в мажилисе в отсутствие акимов (см. “Советы невостребования”, “Время” от 8.4.2023 г.), хотя именно в их владениях появятся народные советы.

Мы узнали мнение сельских акимов, которые в отличие от городских начальников легко идут на контакт. Это новое поколение управленцев, которых впервые в истории Казах­стана выбрали сами жители в 2021 году. Все они очень молодые, около 30-35 лет.

- Если у кенесов не будет личных, корыстных целей, то, мне кажется, не будет противостояния между акимами и главой кенеса. Нам помощь не помешает, потому что мы вообще не успеваем, все завязано на сельском акиме. Сельчане по любому вопросу бегут к нему, даже когда дома бытовая ссора или не работает плита. Хотя я не уверен, что кенес будет справляться с такими обращениями. В кенесе могут сказать: позвони акиму, - опасается глава сельского округа “Атамекен” Акмолинской области Канай ЕСЕКЕЙ.

Сельские мэры знакомы с поправками о кенесах. Специально для них недавно организовали учебно-практические семинары по этой теме.

- Мы выезжали с коллегами в Миннац­экономики в Астану и там высказались. Я сказал, что кенесы лучше сначала опробовать в пилотном режиме в определенном районе или области, потому что есть кад­ровые вопросы. Глава кенеса должен писать нормативно-правовые акты. Кто это будет делать? Да, есть активисты, которые хотят изменить жизнь села на общественных началах, но процент грамотности не такой высокий, чтобы добровольцы занимались бумажными делами. Если обязанности возлагать на аппарат акима, то это дополнительная нагрузка на специалис­тов. В аппарате акима ограниченное финансирование, лимитированная штатная численность, один специалист отвечает за 2-3 направления. Тогда уж лучше сделать отдельную ставку секретаря кенеса, который будет заниматься документами. Или другой вопрос: где будет располагаться глава кенеса - не дома же у себя, если он получает зарплату? Я считаю, что пока нужно оставить все как есть. Сейчас у нас не кенесы, а местное сообщество, где есть председатель. Это должность общественная. Это люди, которые болеют за свое село, которые совместно с акимом работают по благоустройству, по доходной части бюджета. Мы отчитываемся перед местным сообществом ежеквартально. Система налажена, - считает 27-летний аким Карагандинского сельского округа Карагандинской области Владислав КИРЕЙ.

- А я думаю, что зарплата председателя кенеса не должна выплачиваться из бюджета аппарата акима. Возникает конфликт интересов, ведь руководители аппарата акима на местах - сами акимы. Во-вторых, надо учитывать численность населения. У нас есть приграничные сельские округа, где в одном населенном пункте живут от 50 до 200 человек. Они избрали своего акима, который получает зарплату: например, я с семилетним стажем госслужбы получаю на руки 300 тысяч тенге. И зачем им председатель кенеса, которому тоже нужно платить зарплату? Мы лишний раз делаем нагрузку на местный бюджет, у которого и так очень смешные налоговые поступления. Другое дело - на юге, где в одном сельском округе Туркестанской и Жамбылской областей живут по 30-40 тысяч человек, - размышляет аким поселка Гульшад города Балхаша Карагандинской области Расул КАСЕНХАН. - Но сам институт кенеса нужен. Например, я являюсь акимом туристического поселка на берегу озера Балхаш, у нас в сутки в сезон отдыхают восемь тысяч человек. Наша главная проблема - это мусор. Думаю, что кенес поможет решить проблему отсутствия мусорных полигонов и разрешит ввести платные услуги за вывоз мусора, чтобы мы могли покупать мусоровывозящие машины. Да, решения акима тоже хватает, но у населения ведь есть недоверие к акиму. Поэтому акимы на местах боятся принимать конкретные решения, которые могут вызвать общественный резонанс, а так ответственность будет разделена с кенесами.

3. Запускайте дублёра

Разработчики законопроекта в Миннац­экономики (МНЭ), несмотря на шквал критики мажилисменов, не отказываются от идеи кенесов. В интервью нашему изданию в этом ведомстве ответили на все прозвучавшие в мажилисе депутатские претензии.

- Зачем в селах кенесы, если там есть аким, избираемый местными жителями?

- Сегодня на каждом уровне госуправления имеются исполнительные и представительные органы. При этом в селах аким и его аппарат выполняют функции исполнительного органа (планирование, исполнение бюджета, разработка иных документов). Сейчас в селе утверждением бюджета и других документов занимается районный маслихат. Учитывая, что на сегодня сельские округа являются самостоятельными, со своим бюджетом и статьей расходов, а также с целью снижения зависимости от районного уровня предлагается создать отдельный орган - кенес - по аналогии с маслихатом, - ответила руководитель управления развития местного самоуправления МНЭ Жулдыз БОРАНШИНА.

- Зачем кенесы в городах, если там помимо акимов и маслихатов уже есть общественные советы?

- Сегодня местное самоуправление в городах малоэффективно. В состав общественных советов в основном входят депутаты маслихата и представители НПО, общественных объединений, тогда как в состав кенеса в городе будут входить непосредственно жители. Данные кенесы в городе будут взаимодействовать с ОСИ, ПТ, направлять свои протоколы в местные исполнительные органы и маслихаты для принятия решений в дальнейшем.

- Есть ли риск двоевластия, когда в селах и городах будут сосуществовать по сути параллельные системы власти - кенес и акимат?

- На сегодня аналогичная взаимосвязь существует на вышестоящих уровнях между акимом и маслихатом области, района, города областного значения. И речь не заходит о двоевластии. Точно так же каждый из органов будет четко заниматься деятельностью, входящей в его компетенцию, и каждый орган госуправления и местное самоуправление будут выполнять свои функции в черте своей административно-территориальной единицы, - уверена представитель Миннацэкономики.

Если исходить из логики ведомства, когда в самом мало-мальском сельском округе будет свой кенес, то почему тогда в каждом районе Алматы и Астаны не ввести маслихат? Ведь количество жителей в одном районе южной или северной столицы часто больше, чем в самых крупных селах страны.

- В городах республиканского, областного значения и столице созданы акиматы районов. Поступления средств от акиматов районов в городе согласно Бюджетному кодексу не предусматриваются и аккумулируются в бюджете самого города. Бюджет района в городе не требует утверждения маслихатом. Аналогично и по другим документам, НПА и так далее. В случае создания маслихата района в городе все его функ­ции будут дублироваться городским маслихатом. К тому же образование новых маслихатов потребует определенных расходов на проведение выборов депутатов и содержание аппарата маслихата, - объяснила Жулдыз Бораншина.

4. Торопиться не надо

А что сейчас с этим законопроектом в мажилисе? Как рассказал председатель комитета по экономической реформе и региональному развитию Нуртай САБИЛЬЯНОВ, рабочая группа по нему еще не начала свою работу. Депутат только недавно издал постановление о составе “рабочки”, так как заявки на включение в рабочую группу от разных экспертов поступали до последнего момента. Рабочая группа получилась большой, в ней 75 человек, из них 15 депутатов.

- Это резонансный вопрос, в стране более шести тысяч сел плюс города районного значения, поселки и так далее. В данном законопроекте предусмотрено, что кенес утверждает бюджет без учас­тия депутатов районного маслихата. А если вдруг кенес откажется утверждать бюджет? Возрастного ограничения у председателя кенеса тоже нет - им может стать и 90-летний аксакал, причем один и тот же человек может по три-четыре раза возглавлять кенес. А если в одном сельском округе пять сел и в каждом свой уважаемый аксакал, каждое село будет предлагать своего, как будем выбирать? И еще в законопроекте не прописана ответственность главы кенеса. В общем, пока депутаты не согласны с редакцией правительства по кенесам, и мы будем тщательно смотреть каждую статью, каждую поправку, - поделился мнением Сабильянов.

Он добавил, что до летних депутатских каникул этот законопроект о местном самоуправлении точно не вынесут на пленарку мажилиса. По его словам, спешка в этом вопросе не нужна. Хотя по плану правительства кенесы должны появиться в Казахстане с 1 января 2024 года.

В общем, из всего собранного нами пока мало что понятно.

Тогжан ГАНИ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Астана

Опрос в тему

На ваш взгляд, какой представительный орган лучше всего подходит для развития местного самоуправления?

- Кенес

- Общественный совет

- Маслихат

- Хрен редьки не слаще

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Почему не выполняется поручение президента одновременно с разовой легализацией перекрыть все каналы нелегального ввоза автомашин на территорию нашей страны?

- Не могут придумать, как это сделать................. 11%

- Боятся возмущения тех, кто покупает и продает автомобили................. 16%

- Не хотят лишиться своих левых доходов................... 73%

Поделиться
Класснуть