Советы невостребования, или Зачем множить ненужную сущность?
Депутаты мажилиса нового созыва камня на камне не оставили от правительственного предложения повсеместно создать кенесы
Норма о кенесе содержится в новом законопроекте “О местном самоуправлении”. Многие парламентарии считают, что институт “народных советов” может породить сепаратистские настроения по типу скандального сборища в Петропавловске.
Представляя законопроект депутатам в минувший четверг, вице-министр национальной экономики Бауыржан ОМАРБЕКОВ рассказал, что документ предусматривает образование кенесов на уровне городов районного значения, сел, поселков, сельских округов путем открытого голосования граждан.
- Количество членов кенеса будет зависеть от численности проживающих граждан и количества населенных пунктов в сельском округе. При этом в кенесе будет обеспечено представительство от каждого населенного пункта, входящего в состав сельского округа. Должность председателя кенеса будет постоянной и оплачиваемой из местного бюджета, приравнивается к зарплате руководителя структурного подразделения аппарата акима сельского округа, - говорил Омарбеков.
По его словам, кенесы будут создаваться и на уровне столицы, городов республиканского и областного значений, срок их полномочий составит четыре года. Для его формирования города республиканского и областного значения будут подразделяться на округа, а округа - на участки. Границы округов и участков должны будут определять маслихаты. Деятельность членов кенеса городского самоуправления будет осуществляться только на общественных началах.
Предусматривается, продолжил вице-министр, что кенес в крупных городах будет принимать решения, которые оформляются в протокол и направляются в акимат и маслихат.
И самое главное - чем будет заниматься кенес. По мнению Миннацэкономики, определять приоритетные задачи местного сообщества и сроки их реализации; взаимодействовать с акиматом, представителями ОСИ и ПТ многоквартирных домов; привлекать граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий; участвовать в земельной комиссии и другое.
- Кенес будет утверждать бюджет и перечень платных работ и услуг, которые аппарат акима будет оказывать гражданам. Все решения кенеса будут не просто решениями, отраженными в протоколе, а решениями (в этом месте - барабанная дробь! - Т. Г.) в виде нормативно-правовых актов, и они будут подлежать обязательному исполнению на территории соответствующей административно-территориальной единицы! Предусматривается, что решения кенеса могут быть отменены самим кенесом, акимом района, а также в судебном порядке, - закончил спич вице-министр.
Законопроект вызвал бурю недовольства у большинства депутатов.
Уласбек САДИБЕКОВ указал на риск двоевластия:
- Сегодня сельских акимов выбирает народ, и с любыми вопросами люди идут вначале к сельскому акиму. А теперь народ будет выбирать и кенес. Завтра в этом маленьком ауле народ не расколется надвое?!
Ерлан СТАМБЕКОВ заглянул еще глубже в проблематику, заявив об опасности троевластия. Он привел в пример древний философский принцип “Лезвие Оккамы”, который гласит: “Не следует множить сущее без необходимости”. Коллеги депутата призадумались после этой фразы, кто-то даже почесал голову, видимо, так помогая себе улучшить кровоснабжение мыслительного вещества.
- В данной новелле как раз прослеживается вот это желание - множить ненужную сущность! - выпалил Стамбеков. - На мой взгляд, сегодня в системе управления народовластия высшим органом, допустим, в городах Алматы или Астане, могут быть маслихаты. Сейчас новая страничка в развитии маслихатов. Мы возвращаемся к одномандатным округам, это значит, что представительство народа исполняется в полной мере. А то, что предлагается, - это уже будет какое-то народное троевластие! И у каждого будет свой мандат, это будет противоречие, которое мы создадим на ровном месте!
А Мурат АБЕНОВ обрисовал совершенно другие угрозы, которые, по его мнению, исходят от идеи создать кенесы:
- Мы унитарное государство. Вот усилим мы кенесы - а если они не будут исполнять законы нашей страны? Что будем делать, если они вдруг скажут: “Мы будем делать по-своему”, “Распределим бюджет по-своему”, “Не будем принимать акима”? Появятся аулы, не подчиняющиеся районному центру, области. Особенно на границе. Нужно быть очень осмотрительными! Считаю, что нужно пересмотреть (законопроект. - Т. Г.). Завтра не лишимся ли мы тем самым спокойствия? Не будет ли сепаратистских движений?
- Правильно, не надо торопиться! А то что-то расплодились эти кенесы, сплошь все стали “народными советами”, - поддержал Абенова Лукбек ТУМАШИНОВ.
Тем временем Никита ШАТАЛОВ задался таким вопросом: а зачем Казахстану “дополнительный абсолютно чужеродный институт для города”? Ведь кенес, по его словам, изначально задумывался как мини-маслихат для сельского округа.
- От НПО и общественных объединений поступали предложения, что в городах тоже нужно развивать местное самоуправление. Они жаловались, что избрание членов общественного совета - очень сложный процесс и списки членов не обновляются. Туда могут быть включены абсолютно разные люди, которые в действительности даже не живут в этом городе. Отсюда и родилась такая статья в нашем законопроекте, - ответила ему директор департамента Миннацэкономики Анар БАЙТУКЕНОВА.
- Я правильно понимаю, что концепция развития местного самоуправления и законопроект обсуждались в правительстве до появления депутатов от одномандатных округов? - счел необходимым уточнить мажилисмен Шаталов. - Вы основываетесь на старой концепции, которая не учитывает новые реалии?
- Нет, когда концепция еще разрабатывалась, мы уже учли, что члены кенесов будут тесно сотрудничать с депутатами-одномандатниками, - последовал ответ представителя МНЭ.
На “сюрреалистичные” формулировки проекта закона обратил внимание депутат Бакытжан БАЗАРБЕК. Сначала он процитировал статью законопроекта, в которой говорится, что “от каждого участка из числа жителей участка избираются представители, которые войдут в состав окружного кенеса городского самоуправления и будут представлять интересы жителей соответствующего участка (округа)”, после чего сказал:
- Представим кенес Алматы. Там только по пятому округу 230 участков, вы тут, согласно законопроекту, предлагаете от каждого участка одного представителя. А в четвертом округе - 180 участков, в третьем округе - около 200 участков. В общем это 600 участков, получается, 600 представителей. Это уже не кенес, а пять парламентов!
Практически единственным, кто выступил за кенесы, был Азаматхан АМИРТАЕВ - лидер не прошедшей в мажилис партии зеленых “Байтак”. На обсуждение законопроекта он пришел в качестве эксперта, и его благосклонно включили в рабочую группу.
- Народные кенесы в нашей культуре были. В Жылыойском районе Атырауской области в 2021 году мы в пилотном режиме организовали народный совет. Сегодня этот народный совет вместе с акиматом работает, - сообщил он и продолжил: - 30 процентов народных протестов - это социальные вопросы: тепло, свет, дороги и так далее. Из-за этого на митинги выходят люди. А почему? Потому что общественный совет нормально не работает. А народный совет позволит не доводить людей до митинга, поможет решать им вопросы. В самой Астане в каждом доме есть проблемы. Акимат их не видит и не слышит, а все потому, что нет кенесов!
Вице-министр Омарбеков, разглядев в пришлом эксперте соломинку спасения, стал говорить, что “члены кенеса городского самоуправления смогут работать в унисон и помогать депутатам маслихатов решать местные вопросы”. Но тут депутаты зашумели, и заседание едва не переросло в большой ор. Модератор заседания глава комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Нуртай САБИЛЬЯНОВ быстро перехватил микрофон и предложил рассмотреть все эти вопросы детально в рабочей группе. Он пообещал, что заседания будут открытыми для всех. Мажилисмены, поворчав немного, на этом разошлись.
Тогжан ГАНИ, рисунки Игоря КИЙКО, Астана