4878

Советы невостребования, или Зачем множить ненужную сущность?

Депутаты мажилиса нового созыва камня на камне не оставили от правительственного предложения повсеместно создать кенесы

Советы невостребования,  или Зачем множить ненужную сущность?
Рисунок Игоря КИЙКО.

Норма о кенесе содержится в новом законопроекте “О местном самоуправлении”. Многие парламентарии считают, что институт “народных советов” может породить сепаратистские настроения по типу скандального сборища в Петропавловске.

Представляя законопроект депутатам в минувший четверг, вице-министр национальной экономики Бауыржан ОМАРБЕКОВ рассказал, что документ предусматривает образование кенесов на уровне городов районного значения, сел, поселков, сельских округов путем открытого голосования граждан.

- Количество членов кенеса будет зависеть от численности проживающих граждан и количества населенных пунктов в сельском округе. При этом в кенесе будет обеспечено представительство от каждого населенного пункта, входящего в состав сельского округа. Должность председателя кенеса будет постоянной и оплачиваемой из местного бюджета, приравнивается к зарплате руководителя структурного подразделения аппарата акима сельского округа, - говорил Омарбеков.

По его словам, кенесы будут создаваться и на уровне столицы, городов республиканского и областного значений, срок их полномочий составит четыре года. Для его формирования города республиканского и областного значения будут подразделяться на округа, а округа - на участки. Границы округов и участков должны будут определять маслихаты. Деятельность членов кенеса городского самоуправления будет осуществляться только на общес­твенных началах.

Предусматривается, продолжил вице-министр, что кенес в крупных городах будет принимать решения, которые оформляются в протокол и направляются в акимат и маслихат.

И самое главное - чем будет заниматься кенес. По мнению Миннацэкономики, определять приоритетные задачи местного сообщества и сроки их реализации; взаимодействовать с акиматом, представителями ОСИ и ПТ многоквартирных домов; привлекать граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий; участвовать в земельной комиссии и другое.

- Кенес будет утверждать бюджет и перечень платных работ и услуг, которые аппарат акима будет оказывать гражданам. Все решения кенеса будут не просто решениями, отраженными в протоколе, а решениями (в этом месте - барабанная дробь! - Т. Г.) в виде нормативно-правовых актов, и они будут подлежать обязательному исполнению на территории соответствующей административно-территориальной единицы! Предусматривается, что решения кенеса могут быть отменены самим кенесом, акимом района, а также в судебном порядке, - закончил спич вице-министр.

Законопроект вызвал бурю недовольства у большинства депутатов.

Уласбек САДИБЕКОВ указал на риск двоевластия:

- Сегодня сельских акимов выбирает народ, и с любыми вопросами люди идут вначале к сельскому акиму. А теперь народ будет выбирать и кенес. Завтра в этом маленьком ауле народ не расколется надвое?!

Ерлан СТАМБЕКОВ заглянул еще глубже в проблематику, заявив об опасности троевластия. Он привел в пример древний философский принцип “Лезвие Оккамы”, который гласит: “Не следует множить сущее без необходимости”. Коллеги депутата призадумались после этой фразы, кто-то даже почесал голову, видимо, так помогая себе улучшить кровоснабжение мыслительного вещества.

- В данной новелле как раз прослеживается вот это желание - множить ненужную сущность! - выпалил Стамбеков. - На мой взгляд, сегодня в системе управления народовластия высшим органом, допустим, в городах Алматы или Астане, могут быть маслихаты. Сейчас новая страничка в развитии маслихатов. Мы возвращаемся к одномандатным округам, это значит, что представительство народа исполняется в полной мере. А то, что предлагается, - это уже будет какое-то народное троевластие! И у каждого будет свой мандат, это будет противоречие, которое мы создадим на ровном месте!

А Мурат АБЕНОВ обрисовал совершенно другие угрозы, которые, по его мнению, исходят от идеи создать кенесы:

- Мы унитарное государство. Вот усилим мы кенесы - а если они не будут исполнять законы нашей страны? Что будем делать, если они вдруг скажут: “Мы будем делать по-своему”, “Распределим бюджет по-своему”, “Не будем принимать акима”? Появятся аулы, не подчиняющиеся районному центру, области. Особенно на границе. Нужно быть очень осмотрительными! Считаю, что нужно пересмотреть (законопроект. - Т. Г.). Завтра не лишимся ли мы тем самым спокойствия? Не будет ли сепаратистских движений?

- Правильно, не надо торопиться! А то что-то расплодились эти кенесы, сплошь все стали “народными советами”, - поддержал Абенова Лукбек ТУМАШИНОВ.

Тем временем Никита ШАТАЛОВ задался таким вопросом: а зачем Казахстану “дополнительный абсолютно чужеродный институт для города”? Ведь кенес, по его словам, изначально задумывался как мини-маслихат для сельского округа.

- От НПО и общественных объединений поступали предложения, что в городах тоже нужно развивать местное самоуправление. Они жаловались, что избрание членов общественного совета - очень сложный процесс и списки членов не обновляются. Туда могут быть включены абсолютно разные люди, которые в действительности даже не живут в этом городе. Отсюда и родилась такая статья в нашем законопроекте, - ответила ему директор департамента Миннацэкономики Анар БАЙТУКЕНОВА.

- Я правильно понимаю, что концепция развития местного самоуправления и законопроект обсуждались в правительстве до появления депутатов от одномандатных округов? - счел необходимым уточнить мажилисмен Шаталов. - Вы основываетесь на старой концепции, которая не учитывает новые реалии?

- Нет, когда концепция еще разрабатывалась, мы уже учли, что члены кенесов будут тесно сотрудничать с депутатами-одномандатниками, - последовал ответ представителя МНЭ.

На “сюрреалистичные” формулировки проекта закона обратил внимание депутат Бакытжан БАЗАРБЕК. Сначала он процитировал статью законопроекта, в которой говорится, что “от каждого участка из числа жителей участка избираются представители, которые войдут в состав окружного кенеса городского самоуправления и будут представлять интересы жителей соответствующего участка (округа)”, после чего сказал:

- Представим кенес Алматы. Там только по пятому округу 230 участков, вы тут, согласно законопроекту, предлагаете от каждого участка одного представителя. А в четвертом округе - 180 участков, в третьем округе - около 200 участков. В общем это 600 участков, получается, 600 представителей. Это уже не кенес, а пять парламентов!

Практически единственным, кто выступил за кенесы, был Азаматхан АМИРТАЕВ - лидер не прошедшей в мажилис партии зеленых “Байтак”. На обсуждение законопроекта он пришел в качестве эксперта, и его благосклонно включили в рабочую группу.

- Народные кенесы в нашей культуре были. В Жылыойском районе Атырауской области в 2021 году мы в пилотном режиме организовали народный совет. Сегодня этот народный совет вместе с акиматом работает, - сообщил он и продолжил: - 30 процентов народных протестов - это социальные вопросы: тепло, свет, дороги и так далее. Из-за этого на митинги выходят люди. А почему? Потому что общественный совет нормально не работает. А народный совет позволит не доводить людей до митинга, поможет решать им вопросы. В самой Астане в каждом доме есть проблемы. Акимат их не видит и не слышит, а все потому, что нет кенесов!

Вице-министр Омарбеков, разглядев в пришлом эксперте соломинку спасения, стал говорить, что “члены кенеса городского самоуправления смогут работать в унисон и помогать депутатам маслихатов решать местные вопросы”. Но тут депутаты зашумели, и заседание едва не переросло в большой ор. Модератор заседания глава комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Нуртай САБИЛЬЯНОВ быстро перехватил микрофон и предложил рассмотреть все эти вопросы детально в рабочей группе. Он пообещал, что заседания будут открытыми для всех. Мажилисмены, поворчав немного, на этом разошлись.

Тогжан ГАНИ, рисунки Игоря КИЙКО, Астана

Поделиться
Класснуть