Чёрные землекопы
Как лазейки в законодательстве дают зеленый свет махинаторам с черноземом
В Алматы и Алматинской области процветает бизнес черных копателей, которые безжалостно сдирают верхний плодородный слой земли и продают “добычу” КамАЗами. От их деятельности страдают предгорья, сады, частные земли. Однако поймать за руку и наказать дельцов непросто. Какие меры остановят массовую добычу чернозема, выясняла корреспондент газеты “Время”.
Купить чернозем легко! Объявлений много, машины с землей курсируют по трассам Карасайского, Талгарского районов, в городской черте, где плодятся новостройки, в районе дачных массивов, частного сектора. Есть и свои пятачки, известные дачникам и садоводам, где стоят груженные землей машины.
Но больше в этом бизнесе работают под заказ. Позвонив по объявлениям, я выяснила: хоть завтра мне доставят на дачу самосвал лучшей земли, добытой в предгорьях Талгарского района, за 65-80 тысяч тенге. За 16 кубов чистейшего горного чернозема просят 100 тысяч.
Можно найти товар и подешевле. За 40-50 тысяч тенге вам доставят землю с пустырей. Но в этом случае есть риск занести в огород сорняки, вывести которые влетит в копеечку. Землю, что соседствует со свалками, вообще отдают по бросовым ценам, так как в ней что только не намешано.
Поинтересовалась у продавцов сопроводительными документами на землю - в двух случаях сразу бросили трубку. Места добычи держатся в секрете, так как подобная деятельность, чаще всего незаконная, ведется в ночное время, а порой сопровождается скандалами.
Алматинка Дина с содроганием вспоминает, как четыре года назад впервые нарвалась на черных копателей - те снимали чернозем в ее яблоневом саду в предгорьях Медеуского района. С тех пор дельцы вошли во вкус и наведывались на ее участок несколько раз. Женщина попросила не упоминать ее фамилию из соображений безопасности.
- Тогда вырубили яблони, землю вывозили КамАЗами, - вспоминает Дина. - Был суд, я выиграла копеечную компенсацию за уничтоженные деревья. В прошлом году эти люди снова наведались в мой сад, я вызвала полицию. Но никого почему-то не задержали, экскаватор на штрафстоянку не отправили! Ночью вернулась с подругой в сад, сняла на видео, как те же копатели опять воруют чернозем уже с соседнего участка. Они гонялись за нами на машине по горам. Я вызвала полицию, написала заявление, но копателей выпустили, и те взялись за старое! А недавно посмотрела в соцсетях видео: эти же люди напали на экоактивистов! Вот почему я не хочу лишний раз светиться.
В подтверждение своих слов моя собеседница прислала фото изрытой экскаваторами земли и видео, на которых запечатлены ее встречи с копателями.
Масштаб ущерба от деятельности добытчиков земли колоссальный! Пройдут века, прежде чем плодородный слой полностью восстановится: за сто лет накапливается всего 10 сантиметров гумуса.
- Если поверхностный слой убирается в предгорье, погибают растения, почва быстро теряет плотность. Когда пойдут дожди, возможно формирование оползней, - поясняет старший научный сотрудник лаборатории Казахского научно-исследовательского института почвоведения и агрохимии им. У. Успанова Ербол ЖУСУПБЕКОВ. - Благодаря верхнему слою растут кустарники, трава, которые удерживают склоны от обвалов. Поэтому срезать землю опасно! А если чернозем взяли на поле, в саду, почва становится мертвой, на ней ничего не будет расти.
Недавно представители антикоррупционного ведомства страны со ссылкой на МЧС назвали угрожающие цифры: в зоне схода лавин, оползней и селей в Алматы находится 5000 строений, в них проживают 26 тысяч человек. “Стараниями” черных копателей опасные зоны могут увеличиться.
Депутат городского маслихата, руководитель Kaz Eco Patrol Тимур ЕЛЕУСИЗОВ занимается проблемой нелегальной добычи чернозема несколько лет.
- На территории Алматы, в частности в Турксибском, Алатауском, Наурызбайском, Медеуском и Бостандыкском районах, регулярно крадут чернозем, - перечисляет он. - Мы не раз обращались через электронный портал E-Otinish по незаконному снятию плодородного слоя, сносу деревьев, нарушению правил благоустройства. Обычно копатели прикрываются тем, что якобы взяли землю на участке, предназначенном под застройку. Много фактов кражи на пустующих полях: предприимчивые люди знают, что никто им не предъявит претензии.
Есть районы, где регулярно в одних и тех же местах снимают верхний слой. Но при этом уполномоченные органы ссылаются на то, что, когда они приезжают, на месте никого не застают.
- То есть вы предполагаете, что существует некий сговор между местными властями и копателями?
- Не могу так утверждать. Ситуация сложная. Допустим, акимат говорит подрядчику при благоустройстве какой-либо территории: на газоне должен быть плодородный слой земли 15 сантиметров. А где подрядчик его будет брать? Купит краденый чернозем. Когда новые ЖК строят, там под газоны подрядчики тоже покупают чернозем.
- Считаете, реально привлечь к ответственности тех, кто снимает и продает плодородный слой?
- Можно привлечь, если будет работать полиция. Есть соответствующие статьи и в Административном, и в Уголовном кодексах. Но тут часто загвоздка в собственниках земельного участка, которые не пишут заявления в полицию по факту кражи.
Существует статья и в Экологическом кодексе, но она размыта.
Однако, как объясняет Тимур Елеусизов, полиция не может привлечь копателей. Это должна делать земельная инспекция - теперь отдельный департамент при Минсельхозе. Но и он ограничен в своих полномочиях и контролирует только земли сельхозназначения. Недостатки в законодательстве - одна из причин, почему дельцы уходят от ответственности.
- Надо приравнять чернозем к недрам, внести в список ОПИ (общераспространенные полезные ископаемые), как песок, щебень. А также привлекать собственников за нецелевое использование земли. Не можешь обеспечить охрану и сохранность плодородного слоя - отдай землю государству, - считает Тимур.
По словам эколога, также необходимо запретить использование несертифицированного продукта при благоустройстве городских территорий и ЖК.
- Вообще, это дикость - воровать землю, чернозем, - высказал мнение фермер Андрей СТРЕЛЕЦ. - У нас штрафы мизерные: заплати и снова копай.
Если посмотреть картину в целом по области, это явление приняло угрожающий размах. Причинами экоактивисты называют возможность безнаказанно добывать чернозем и высокий спрос на него.
Анастасия КОВАЧ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы