1966

Главное, чтобы трамвайчик ходил…

Генплан Алматы до 2040 года: грандиозные проекты, глобальные цели

Главное, чтобы  трамвайчик ходил…

Если в плане указано, что на пересечении таких-то улиц разобьют парк - значит, здесь должны расти деревья, а не очередной ЖК. И пусть это произойдет не через год или два, а через десять лет, но градостроители это место зарезервировали именно под зеленую зону - и точка. Или определено, что в 2030 году в одном из районов проложат трамвайную линию - значит, ничего дополнительно на тех улицах, по которым она пройдет, не строим, чтобы потом с выкупом участков не мучиться.

Опираясь на генплан, будет разработано пять мастер-планов по развитию полицентров на севере, юге, востоке, западе и юго-западе Алматы. Это не районы, скорее зоны перспективного развития.

Пока еще действующий генплан Алматы утвердили в 2002 году. С тех пор он морально устарел - слишком стремительно менялась ситуация в городе.

Несколько раз в “конституцию” мегаполиса эксперты вносили корректировки. Они догоняли, а не упреждали события, поскольку золотоносный строительный поток сносил на своем пути все. Решающим становился уже не генплан, а принцип: кто первый встал, того и тапки. Причем хорошие тапки, брендовые.

Проект генплана обсуждали три дня: два - с экспертами, третий день - с горожанами. Сначала говорили, как вырастет территория и население Алматы и что нужно сделать, чтобы людям было где жить, учиться, лечиться, работать, отдыхать и, самое главное, легче дышать. Замечания обещали учесть, внести корректировки - и только после этого утверждать документ.

Алматинцев в 2040 году будет 3 миллиона. К тому моменту в городе появятся пять развитых полицентров, будет построено 45,5 миллиона квадратных метров жилья, школы, больницы, детские сады. Проектировщики даже отдельно про туалеты упоминали - нужная вещь. В общей сложности на социальную инфраструктуру до 2030 года потратят 1 триллион 391 миллиард тенге.

Это, как выразился один из участников, костюм и пуговицы на нем, то есть точечные проекты. Некоторые презентовали во второй день, когда рассказывали о транспортном каркасе Алматы и развитии алматинской агломерации. Про “пуговицы” и поговорим.

Смотришь на карты - как же все преобразится! - и ловишь себя на мысли: интересно, многое ли из запланированного сделают? О некоторых проектах давно слышим, ждем. Но далеко не все получается и не всегда так, как обещали.

Вот, скажем, скоростной автобус. Существующий коридор БРТ - 8 километров из микрорайона “Орбита” по улице Тимирязева до улицы Байтурсынова. До 2025 года он должен стать на 40 километров длиннее и пройти по проспектам Райымбека и Суюнбая с переходом на улицу Хмельницкого до Талгарского тракта и части улицы Саина (от проспекта Райымбека на север). Новые линии свяжут с существующими, а к 2035 году выделят еще 50 километров, по которым смогут ходить скоростные автобусы. Чудно! Лишь бы сделали!

Ближайший пилотный проект - трансформация транспортных потоков как раз по проспекту Райымбека. Сейчас проводят исследования: что изменить, чтобы улица стала мобильнее? Выделенка там уже есть. Что-то делать с ней? Искать другие решения? По крайней мере, пока не говорят, что на бывшей Ташкентской и других улицах появится аналог линии БРТ на Тимирязева, проходящей посередине проезжей части.

Восстал из пепла и ЛРТ. “Феникс” уже не совсем тот, про которого нам рассказывали не одну пятилетку. Основную часть трамвайной линии по-прежнему планируют запустить по улице Толе би. Но теперь вниз она пойдет по улице Желтоксан (раньше говорили про Панфилова), к вокзалу Алматы-2, а затем к восточным воротам города (ориентировочно “Халык Арена”). Кто, как, на чьи деньги будет это строить - вопрос открытый. До 2040 года обещают не одну, а три линии ЛРТ. Это уже не чудо, а просто фантастика!

Не забыли, конечно, и про метро. И тоже с размахом: обещанное достроят, а потом примутся пробивать тоннель под проспектом Рыскулова с запада на восток, и от проспекта Райымбека в район вокзала Алматы-1. Тут я пригорюнилась: последние две станции “Сарыарка” и “Бауыржана Момышулы” существующей ветки строили почти семь лет. Сколько же придется ждать открытия ветки на ж/д вокзале?..

Развитие транспорта невероятно важно. К 2030 году жителями алматинской агломерации станут 4,5 миллиона человек. Сам город к тому моменту подрастет на 400 тысяч человек, пригороды - на 512 тысяч. Специалисты уже не рассматривают мегаполис и территорию вокруг него как что-то разрозненное - это единый организм. И жить, и планировать - вместе.

Сейчас город и Алматинская область актуализируют генплан пригородной зоны мегаполиса. В ближайшее время предстоит установить резервные территории, где в будущем появятся социальные объекты и границы урбанизированных территорий. Здесь строить можно, а дальше, извините, нет.

И тут встает ребром вопрос транспорта. Люди из пригородов едут в Алматы, хотя разработчики генплана уповают на Алматинскую область и особенно на молодой областной центр Конаев, который должен стать магнитом, оттягивающим на себя часть людских потоков.

И все же именно мегаполис при любом раскладе останется главным поставщиком рабочих мест, поэтому на въездах с восточной и западной сторон появятся транспортно-пересадочные узлы с автовокзалами. А в Алатау­ском районе еще и железнодорожный вокзал Алматы-3. Главная магистраль, ведущая к нему, - улица Саина. По направлениям к Шамалгану, Байсерке, Жапек бытыру, Есику и Конаеву запустят 23 автобусных маршрута. И грозятся расширить Верхнюю Каскеленскую и Талгарскую трассы, на которых тоже появятся выделенки.

После окончания обсуждения журналисты, пытаясь понять, что сделают разработчики генплана, чтобы проекты не остались на бумаге, задавали вопросы основному докладчику - генеральному директору НИИ “Алматыгенплан” Асхату САДУОВУ.

- Люди пересядут с личных автомобилей на автобусы, метро, троллейбусы, если мы предусмот­рим коридоры скоростного общественного транспорта, линии ЛРТ, пробивку улиц, пересмотрим улично-дорожную сеть, - пытался объяснить Садуов. - Будем выстраивать каркас запад - восток-север - юг: он должен быть оптимальным, чтобы жители могли в среднем в течение 20 минут свободно передвигаться на общественном транспорте.

- Из одной точки города в другую с севера на юг?

- Скажем, в точки активности, туда, где сосредоточены рабочие места. Сейчас Алматы сильно зависит от центра. Все, включая жителей агломерации, пытаются попасть туда. Наша задача - оттянуть потоки от него, создать новые зоны притяжения.

- Многие идеи и проекты, отраженные в генплане, долгоиграющие. Обещают давно, но не реализуют годами, а какие-то, как ЛРТ, уже и больше десятка лет. Что сейчас изменится?

- Если говорить о транспорте, то совместно с управлением городской мобильности мы плотно отрабатывали жизнеспособность этих решений и выстроили конкретные фазы по их внедрению - 2025, 2030 и т. д. годы. Мы сейчас думаем, какие рычаги предусмотреть, чтобы появилась возможность контролировать исполнение этих проектов. Понимаем, это важно, и, надеюсь, в ближайшее время найдем подходящее решение.

…В пятницу генплан обсуждали с горожанами. Подробности мы расскажем в следующих номерах.

Оксана АКУЛОВА, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть