3090

Работа над ошибками

Министерство просвещения признало, что содержание среднего образования нуждается в совершенствовании и его нужно менять (в который раз!). Профильное ведомство создало рабочие группы, которые готовят новый госстандарт и учебные программы. Но станет ли от этого легче нашим детям и педагогам, вынужденным то и дело подстраиваться под нововведения?

Работа над ошибками

На встречах министра просвещения Асхата АЙМАГАМБЕТОВА с педагогической общественностью и на съездах учителей-предметников педагоги страны все чаще критикуют обновленное с 2016 года содержание школьной программы. Родители и учителя в соцсетях возмущаются ее перегруженностью, заданиями, которые не соответствуют ­возрасту детей. “Это интеллектуальный геноцид целого поколения от реформ министров”, - написал Садвакас БАЙГАБУЛОВ из Астаны.

Парадигмы, фокусы, столпы

Профильное ведомство вняло увещеваниям общественности. Минпросвещения в ответе на запрос нашего корреспондента рассказало, что же оно на этот раз готовит.

Признаться, настораживают громоздкие и уж очень абстрактные фразы, за которыми сложно разглядеть суть планируемых изменений. Посудите сами. К примеру, содержание образования, сообщили в Минпросе, будут проектировать “на основе научно обоснованной, деятельностно-компетентностной парадигмы с фокусом на развитие у обучающихся компетенций и мягких навыков, позволяющих в условиях современного быстроменяющегося мира быть креативными и мобильно адаптированными к самосовершенствованию”.

Дальше - больше. Еще одним столпом образования, по задумке разработчиков новой программы, станет “усиление прог­ностической, созидательно-творческой функции образования, реализация STEM-образования, Smart- и Start-up-проектов, учет особенностей нового Z- и альфа-поколений, создание при школах многофунк­циональных Maker space зон и учебно-производственных комплексов”.

В содержание образования хотят интегрировать идеи концепции Абая Кунанбаева “Толық адам”. А философскую основу среднего образования составит культурное и духовное наследие просветителей Абунасыра аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Махмуда аль-Кашгари, аль-Хорезми, Ходжи Ахмеда Ясави и других великих мыслителей. Взамен экстенсивного увеличения количества учебных предметов и объема изучаемых теоретических материалов “будут приняты меры разумной интеграции предметов, интенсификации образовательного процесса, применения современных образовательных технологий и ресурсов”.

Так, в начальной школе увеличат количество предметов эстетического направления, “имеющих воспитательное значение, благотворно действующих на психоэмоциональное состояние ребенка и раскрытие его внутреннего потенциала, развитие эмоционального интеллекта”.

Предмет “Художественный труд” разделят на “Изобразительное искусство” и “Трудовое обучение”. По “Истории Казахстана” и “Всемирной истории” учебные программы сформируют в контексте синхронности исторических периодов.

Для школ с неказахским языком обучения обновят программы предметов “Қазақ тілі” и “Қазақ əдебиеті”. А в девятых классах появится интегрированный предмет “География. География Казахстана” с усилением казахстанского компонента.

В старших классах учеников будут углуб­ленно готовить к продолжению обучения в вузах, внедрив профильные предметы.

Выпускники наряду с аттестатом будут получать свидетельство о первичной квалификации. Для этого при школах хотят организовать учебно-производственные комбинаты.

Ребятам, “демонстрирующим устойчивую склонность и способность к освоению определенной профессии”, дадут возможность поступать в вузы без вступительных экзаменов по примеру SAT (Scholastic Assessment Test).

В программу общего среднего образования частично включат общеобразовательные дисциплины бакалавриата, за счет этого устранят дублирование школьной программы на первом и втором курсах вузов. А профильные предметы начнут преподавать на английском языке (привет трехъязычному образованию!).

Еще одним новшеством станут экзамены по казахскому языку для детей 5-8-х классов. Соответствующий указ Асхат Аймагамбетов уже подписал.

Идеи-антагонисты

Предлагаемые Минпросвещения новшества оценила директор Бюро образовательных технологий UniverSity Жанна МЕНДЫБАЕВА:

- Очень много красивых слов. Возьмем, к примеру, затею с внедрением концепций Кунанбаева, аль-Фараби и других просветителей. Все эти выдающиеся люди жили 200-1000 лет назад. Как их теории могут составить основу образования в эпоху высоких технологий? Как эти философские течения могут интегрироваться с “деятельностно-компетентностной парадигмой образования с фокусом на развитие у обучающихся компетенций и мягких навыков”? Про предпрофильное обучение и профильные классы разговоры и бесконечные пересмотры учебных планов идут с 2019 года. Опять видим попытку заменить ЕНТ на SAT, от которого уже и американские университеты отказываются.

Отрицательно Жанна Мендыбаева отозвалась и о новом экзамене по казахскому языку:

- Экзамен в пятом классе подразумевает, что к этому году обучения должен быть пройден какой-то уровень. Я не помню, чтобы говорили о новой программе преподавания госязыка в классах с неказахским языком обучения. Экзамен в восьмом классе - это следующий уровень знаний по языку. И чем он отличается от уровня пятого класса?

Если будет госэкзамен, значит, должны выдавать какой-то сертификат? Про это пока ничего не известно.

Кто пишет программу по казахскому языку для школ с неказахским языком обучения, учитывая необходимость сдачи госэкзамена? Я не против него, но в 9-х и 11-х классах, когда дети сдают госэкзамены для получения аттестата. Теперь еще большая ответственность ложится на учителей казахского языка, да и коррупционные риски не исключены.

Всё решают кадры

Президент Ассоциации развития и исследования образования Олжас КУС­ПЕКОВ тоже выразил мнение, что нынешняя учебная программа не отвечает требованиям и вызовам современности.

Образовательная система, говорит он, должна быть максимально приспособленной к требованиям глобальной экономики.

- Нынешние учебные программы ориентированы на среднего ребенка, где в процессе обучения наиболее способные дети скучают, уже освоив материал, их активность снижается. При этом менее способные не успевают за сверстниками, и разрыв этот сохраняется на протяжении всей школьной жизни. Детям необходимо продвигаться по образовательной лестнице в соответствии со своими способностями. В Сингапуре, к примеру, индивидуальные программы обучения складываются из комбинаций тех предметов, которые изучают ученики по собственному выбору и по рекомендации школы, - отметил Куспеков.

По его словам, предлагаемые Минпросвещения изменения в учебный стандарт и программы носят фрагментарный характер.

- Так, говорится, что акцент будет сделан на обеспечение линейности в изучении тем, преемственности внутри среднего образования, а надо, чтобы вертикаль прослеживалась на всех уровнях образования. Но есть и положительные моменты. К примеру, внедрение внешней независимой оценки качества образования. Такая практика широко применяется в странах ОЭСР. Положительно могу оценить и переход системы аттестации школ от репрессивного содержания к диагностическому направлению, - поделился Олжас Куспеков.

Но настораживает, продолжил он, что в стороне осталось повышение квалификации учителей и директоров школ. Результаты Национального квалификационного тестирования показывают, что с каждым годом доля прошедших экзамен учителей снижается. В этом году только одна четвертая часть педагогов смогла одолеть пороговый балл. Поэтому, уверен эксперт, в контексте новой концепции образования необходимо прежде всего осуществить структурные изменения в образовательных программах педагогических вузов.

- В образовательных программах надо увеличить часы прохождения практики студентов в школе. Определить направленность практики. Например, на первом курсе - знакомство с нормативно-правовыми актами образовательного процесса, на втором-третьем - планирование и проведение уроков с наставником, на четвертом курсе - то же самое, но самостоятельно. Такие программы будут ориентированы на личностно-профессиональное развитие будущих педагогов, что позволит им легко внедриться в профессиональную среду, - заключил Куспеков.

Как видим, эксперты не в восторге от задумок Минпросвещения элементарно потому, что трудно даже представить, к чему они приведут. Уж не к очередным ли слезам учеников, стенаниям родителей и замешательству учителей?

Лоскутное образование

Оценила директор UniverSity и нынешний основной документ для школ - государственный ­общеобязательный стандарт образования (ГОСО):

- Составлен из рук вон плохо, написано много, но конкретики мало. Он больше напоминает политический манифест, нежели стандарт образования. К ГОСО не привязан типовой учебный план, а он меняется ежегодно. И часто изменения, которые претерпевает школьная программа, вносятся приказом министра, но не изменением госстандарта. У меня складывается впечатление, что Минпросвещения создает реформы методом “давайте попробуем”, но этот метод не работает.

Чиновники от образования, считает Жанна Мендыбаева, нередко глухи к рекомендациям педагогического сообщества, при этом очень открыты советам иностранных экспертов. Стратегия изменений должна строиться на отечественных исследованиях, а не на зарубежных.

- Если не будет целостной картины того, каким должно быть национальное образование, компетенции выпускника и учителя, мы опять наваяем лоскутное образование: чуть финского, чуть английского, немного сингапурского и американского. Первое, с чего я бы рекомендовала начать, - это с закона об образовании. Его приняли 15 лет назад, он уже красный от внесенных изменений и при этом совсем не актуален, - считает эксперт.

Она порекомендовала чиновникам соблюдать академический календарь, помня о том, что нельзя вносить изменения в программы и стандарты во время учебного года и без обсуждения внедрять их сырыми. Учителя, директора не успевают перестроиться и осмыслить все изменения.

- Школам трудно организовать работу так, чтобы отвечать потребностям учеников и выстраивать индивидуальные траектории обучения. У детей не хватает знаний. Показатели успеваемости учащихся по стране нигде не публикуются, данные по ЕНТ - опять загадка. Страна участвует в международных исследованиях функциональной грамотности и грамотности чтения PISA, и там у нас показатели не лучшие. Значит, наши учебные программы несовершенны, - подытожила Мендыбаева.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Опрос в тему

Что даст введение экзаменов по казахскому языку в 5-8-х классах?

- Улучшится контроль за качеством образования.

- Больше начнут зарабатывать репетиторы.

- Ничего не даст, кроме нервотрепки.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Кто больше выиграет от принятия закона об агломерациях?

- Горожане: если проблемы пригородов будут решены, то сельчане меньше станут ездить в город............24%

- Сельчане: за счет городского бюджета улучшится местная инфраструктура.......................26%

- Акимы: им будет проще распоряжаться финансовыми потоками..................................50%

Поделиться
Класснуть