Трамвай желания
Власти Алматы еще не реализовали ни один из проектов, связанных с развитием наземного общественного электротранспорта, хотя все время твердят про экологию. Почему? Об этом мы говорим с руководителем группы разработки “Программы развития города Алматы 2015-2020” Тимуром САКЕНОВЫМ.
- Тимур, на что вы ориентировались, когда разрабатывали программу развития Алматы до 2020 года: на международный опыт, пожелания акимата, мнения наших экспертов?
- В команде были зарубежные и казахстанские специалисты, сотрудники “Центра развития Алматы”. Звучали разные мнения, предложения, пытались не упустить важное - программа развития получилась детальной, документ на 200 страниц. Начинали, когда акимом Алматы был Ахметжан ЕСИМОВ, закончили при Бауыржане БАЙБЕКЕ - он представлял документ горожанам.
В программе много глав и разделов, но я хочу акцентировать внимание на тех, которые посвящены развитию электротранспорта. Меня это особенно волнует, потому что за семь лет акимат не выполнил ни одного пункта в этой части!
- Конкретизируем: что именно не выполнил?
- Годовой бюджет Алматы - 1 трлн тенге, это 2 млрд долларов (за последние два года он вырос с 1,5 млрд долларов). Ежегодный трансферт из республиканского бюджета в бюджет Алматы - более 150 млрд тенге. Эти деньги идут на сложные проекты, такие как метро, строительство современного трамвая. Сразу говорю об этом, чтобы вы понимали: деньги в бюджете есть, в том числе и на развитие транспортной инфраструктуры, это всегда зона ответственности государства.
Теперь о том, что не выполнили в срок.
Метро - сроки строительства новых станций значительно затягиваются. Станции “Бауыржан Момышулы” и “Сарыарка” открыли с большим опозданием, мы не знаем, когда заработают “Калкаман” и “Алтын Орда”. Хотя по планам их практически должны были закончить. Я считаю, что метро нужно уделять больше внимания и в конечном итоге закольцевать его, так мы получим значительное увеличение пассажиропотока.
- Это первый пункт. Второй?
- Строительство 23 километров линии скоростного трамвая по улице Толе би. Этот проект в подвешенном состоянии. Здесь сошлось много факторов: смена руководства города, скандал с ЛРТ в Астане... Поэтому я предпочитаю говорить “алматинский трамвай”, а не “алматинский ЛРТ” - эта аббревиатура получила негативный окрас. У нас совершенно другой проект: никаких виадуков, трамвай наземный, низкопольный. Но многие, к сожалению, не понимают разницы и считают, что такой транспорт Алматы не нужен.
И наконец, троллейбус. Во времена Советского Союза он брал на себя 20 процентов всего городского пассажиропотока. Сейчас троллейбусный парк Алматы нуждается в обновлении. К 2020 году акимат должен был модернизировать более 150 километров контактных сетей и 10 тяговых подстанций. Закупить 200 новых “рогатых”. Регулярно в СМИ появляются новости на эту тему, но работы ни по одному из пунктов не завершены. Хотя те же подстанции можно привести в порядок за относительно короткий срок, и это уже решило бы часть проблем.
- Почему акимат не реализовал ни один из этих проектов, хотя все время говорит про экологию?
- Ключевая функция акимата - объявлять конкурс, в конкурентной среде собирать ценовые предложения, контролировать исполнение и подписывать акты выполненных работ. Руководители города не должны быть специалистами в строительстве метро или трамвайных линий. Но должна быть решимость! Сейчас же государственный аппарат загнан в угол. Чиновники живут по принципу “лучше ничего не делать, не высовываться, иначе могут быть последствия”. Научился стелить дорогу, менять бордюры - из года в год этим и занимайся, тропинка проторена. А затевать что-то новое, строить трамвай? Нет, это чревато.
- Да, метро, тем более новый трамвай - это дорого, строительство ЛРТ поддерживают не все горожане. Но троллейбус? Расходы на его модернизацию гораздо скромнее...
- С троллейбусом действительно относительно проще. Вот Бакытжан САГИНТАЕВ, будучи акимом, мог выполнить все, что заложено в программе развития, за один год: заменить сети, опоры, купить новые машины. Хорошо что хоть что-то сделали, начали работу, а Ерболат ДОСАЕВ ее продолжает. Но опять же, процессы непрозрачны, нет конкуренции. Остается надеяться, что проект завершат. Хотя нас уже приучили сомневаться. Предлагаю встретиться через год и поговорить о том, что акимат сделал: поменяли ли опоры, пришли ли в город новые троллейбусы?
- На встрече горожан с Досаевым вы задали вопрос по строительству трамвая в Алматы. Ответ был таким: проект будет, в апреле скажем, каким именно. Почему для вас так важно развитие этого вида транспорта?
- Я алматинец и хочу, чтобы в нашем городе развивались разные виды транспорта - так он станет удобным и комфортным, экологическая ситуация улучшится. Я хочу попасть на прием к Досаеву, чтобы понять, как именно собираются реализовывать этот проект. Это очень важно. Из инфраструктурного трамвай превратился в проект политический, во многом из-за скандала в Астане. Теперь внимание всего общества приковано к аббревиатуре ЛРТ. В Алматы его не похоронили, но и не предпринимали чего-то, чтобы он развивался.
Вы помните, что в 2018 году был объявлен конкурс на строительство в городе трамвайной линии. Заявки подали 11 компаний. В январе 2019-го из них выбрали четыре, которые соответствовали всем требованиям. Эти компании из разных стран - мировые лидеры в этой сфере, которые уже строили ЛРТ по всему миру. Они должны были представить ценовые предложения, город - выбрать самое выгодное. Это конкуренция, правильный, объективный подход. А потом работа застопорилась. До сих пор нет определенности. Насколько мне известно, акимат письменно не сообщил участникам, что, мол, сейчас мы конкурс приостанавливаем, но тогда-то мы его продолжим. Это неуважение к инвесторам и минус для репутации страны.
- Как вы думаете, эти компании захотят вернуться?
- Никто не знает, кто и как себя поведет в текущей политической ситуации. Конечно, все заинтересованы строить, зарабатывать, но у нас сейчас очень шаткое положение.
Я понимаю, почему аким Досаев сомневается. Трамвай - недешевый проект, он стоит 150 млрд тенге. Но повторю, у города есть деньги. Нужно решить, какой будет трассировка. Многие алматинцы считают, что ее нужно изменить. При нынешнем проекте трамвай, двигаясь по улице Толе би в восточном направлении, поворачивает налево и продолжает движение по пешеходной части улицы Панфилова. Это многих не устраивает, вызывает сомнение. Считаю, здесь трассировку нужно изменить. Но этот вопрос можно решить, когда проекту дадут зеленый свет.
Я уже был на приеме у руководителя управления городской мобильности Гани МЫРЗАХАНОВА. Он сказал, что акимат рассматривает технико-экономическое обоснование, которое предлагает некая казахстанская компания, с другой трассировкой и техническими показателями.
- У нас есть компании, которые способны реализовать такой сложный проект?
- Есть, но сам проект должен быть прозрачным, конкурентным. Мы должны вернуть доверие к аббревиатуре ЛРТ. Многие алматинцы считают, что трамвай не нужен - лучше строить метро. Безусловно, метро необходимо городу, в него нужно вкладывать. Но одно не отменяет другое. Строительство трамвая в десять раз дешевле строительства метро. Это нужно учитывать.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и предоставлено Тимуром САКЕНОВЫМ, Алматы