2838

Берегись автобуса!

В Алматы почти 350 ДТП с участием общественного транспорта: почему он становится все менее безопасным?

Берегись автобуса!

В минувший понедельник в шесть часов вечера водитель автобуса №141 не справился с управлением и влетел во двор частного дома по улице Кудерина. Происшествие, конечно, громкое, но не сказать чтобы из ряда вон - привыкли ко всему. Тем не менее есть повод озадачиться проблемой безопасности в общественном транспорте, поговорить, что творится на улицах и дорогах мегаполиса. Нелишне напомнить, что городские власти все еще не оставляют надежды пересадить алматинцев и гостей мегаполиса из частного автотранспорта в общественный.

По данным департамента полиции Алматы, в январе - сентябре 2022 года в городе произошло 345 ДТП с участием общественного транспорта, 387 человек пострадали, четыре погиб­ли. И вот очередное ЧП… Конечно, не всегда автопроисшествия случаются по вине водителей автобусов или троллейбусов (на наших дорогах все хороши), но все же. Общественный транспорт и безопасность давно нетождественны, и аварий стало больше. Цифры за аналогичный период 2021 года такие: 250 ДТП, 326 человек травмированы, восемь погибли.

О происшествии на улице Кудерина в автопарке узнали почти сразу и выехали на место. Пассажиры сами вышли на улицу и вызвали скорую помощь. Кто-то говорит, что водитель был без сознания и его пришлось выносить из салона, другие утверждают, что он самостоятельно покинул свое рабочее место. В любом случае у мужчины серьезные травмы - он в тяжелом состоянии. Остальные пострадавшие - шесть пассажиров - на амбулаторном лечении.

- Автобус (он сейчас на штрафной стоянке) стоял во дворе дома, - рассказал мне увиденное на месте ДТП директор частного автопарка, которому принадлежит автобус, Чингис БАЙКАДАМОВ. - Разрушено несколько построек, соседний забор. Жильцы стояли во дворе, никто из них, к счастью, не пострадал. Семье, которая жила в этом доме, сняли квартиру. Дополнительно окажем помощь, если расходы на его восстановление не покроет страховка.

Полиция проводит расследование, опросили наших сотрудников, в том числе и медика, осматривавшего водителя перед выездом на маршрут, назначили техническую экспертизу. Есть запись с камер, установленных в салоне, - добавил собеседник.

Байкадамов считает, что, судя по всему, водителю стало плохо. На телефон мужчина не отвлекался (эта версия в первые дни после аварии была самой популярной). Родственники водителя в интервью телеканалу “Астана” выразили убеждение: причина ДТП - техническое состояние автобуса, возможно, отказали тормоза. Но директор парка уверяет, что это не так: автобус был исправен. До происшествия автобус взял на остановке пассажиров, то есть тормозил, остановился и поехал дальше по маршруту.

- Какой стаж у водителя? - спрашиваю Байкадамова.

- У нас он работает с января 2019 года, раньше был сотрудником других автопарков. Общий стаж - 15 лет. Серьезных нареканий к нему и ДТП с его участием не было. Врач осматривал водителя перед выходом на маршрут - все было в порядке.

Делать выводы рано - они будут после завершения расследования аварии на улице Кудерина. Но тенденция пугает.

- Создается видимость, что общественным транспортом в городе занимаются, а на самом деле системной работы по обеспечению качества обслуживания и безопас­ности движения нет, - считает глава Союза автотранспортников Казахстана Сабит АМАНБАЕВ. - В свое время ее пытались выстроить, но в последние годы, к сожалению, все, что было достигнуто, сошло на нет. И ситуация все хуже. Причина - отсутствие прозрачности в деятельности управления городской мобильности, низкий профессионализм в организации работы автобусных перевозок. Как следствие - акимат принимает принципиально неверные решения в этой сфере.

- О каких решениях вы говорите?

- Нет планирования и контроля в сфере пассажирских перевозок. Отсюда проблемы. В Алматы есть транспортный холдинг. Он является не только оператором системы электронного билетирования, но и осуществляет диспетчеризацию, за что, кстати, тоже получает деньги. Но с задачей этой не справляется. У каждого водителя есть график, он должен его соблюдать. Диспетчер холдинга, который в режиме реального времени может видеть, где движется автобус, должен следить за тем, чтобы это происходило. Никто этого не делает, поэтому водители и гонки устраивают, и двигаются так, как им угодно - на маршруте могут скопиться несколько автобусов, один пассажир едет в пустом, другой - в переполненном. Это в корне неверно.

Еще - задержки и сокращение объемов субсидирования. У предприятий нет денег, значит, нет возможности нанять квалифицированных специалистов по безопасности дорожного движения, которые бы работали с водителями.

- С перевозчиков тоже нельзя снимать ответственность: сколько лет работают, столько лет и жалуются на жизнь - и до выплаты субсидий, и после. Вопрос в приоритетах: насколько для них важна безопасность перевозок, готовы ли они тратиться на повышение квалификации своих сотрудников?

- Это ответственность в первую очередь перевозчика, но должен быть жесткий контроль со стороны управления городской мобильности. А он у нас никаковский. В договорах на субсидирование и обслуживание маршрутов заложена ответственность за нарушение правил безопасности, ДТП, несчастных случаев, значит, за них нужно строго спрашивать. В авиации существует понятие “разбор полетов”. Но из происшествий на дорогах мы почему-то выводов не извлекаем. Никто автотранспортников не собирает, не пытается понять глубинные причины аварий, исправить их.

- Очередная авария с автобусом, которая стала поводом поговорить, выглядит закономерной. Какими бы ни были причины, у людей формируется восприятие: наши автобусы небезопасны.

- Пока идет расследование, я бы не стал акцентировать внимание на последнем случае. Но вы правы, это стало закономерностью. Даже смертельные случаи, к большому сожалению, не редкость. Слабый медицинский контроль перед выходом на маршрут, дефицит водителей (в Алматы он достигает 30 процентов), как следствие - дикая переработка. Все из-за низкой зарплаты, недостатка финансирования.

- Субсидии - миллиарды тенге - все же идут перевозчикам, а проблемы все те же. Что мы делаем не так?

- Надо признать, что результат есть: по Алматы бегает не рухлядь, а 2200 новых автобусов. Если отвечать на ваш вопрос, еще раз повторю: нет системной работы управления городской мобильности. Пять лет мы, как ассоциация, добиваемся, чтобы в городе был утвержден план развития сферы пассажирских перевозок. Куда мы движемся? Какие маршруты откроют? Сколько автобусов еще нужно обновить? Не забывайте: частные автопарки перекредитованы, им надо быть уверенными, что завтра они смогут работать. Ответьте на эти вопросы. Дайте четкие установки, не задерживайте финансирование и жестко контролируйте автопарки.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть