Почти как в самолёте
Ланч-боксы вместо тарелок - в некоторых школах Казахстана учеников кормят по-новому
В Казахстане примерно 1,5 миллиона учащихся 1-4-х классов. По данным Минпросвещения, получают горячие завтраки или обеды более 700 тысяч плюс примерно 200 тысяч детей разного возраста из так называемых социально уязвимых групп. Все остальные, а школьников в Казахстане 3,6 миллиона, едят что захотят, чаще всего выпечку из буфета. Вот за булочки и возьмутся.
В августе в правила организации питания внесли изменения и дополнения, связанные с регулированием цен. Если раньше в одной школьной столовой, скажем, Акмолинской области бутылка воды и слойка стоили 250 тенге, а в соседней того же региона - 350, то теперь эти суммы в каждом из регионов уравняют. Речь обо всей продукции: и меню по бесплатному и платному питанию, и ассортименту буфета.
Плясать будут от средних цен в области, ориентируясь на портал госзакупок и статданные. Акиматы должны утвердить меню и его стоимость не только для тех, кто питается бесплатно (так было раньше), но и для всех остальных.
Конкурсы на обслуживание столовых обычно проводят в декабре-январе, после того как принят местный бюджет: бесплатные школьные завтраки и обеды - одна из статей его расходов. В этом году к техзаданию (в нем заказчик указывает, что именно он ждет от поставщика) приложат технологические карты блюд из меню и цены на продукцию, так что уже со следующего года они не будут отличаться внутри региона.
В плане контроля ничего не изменилось: бракеражные комиссии, в которые все так же входят представители родительских комитетов и попечителей школы, медицинская сестра, могут проверить и качество еды, и ассортимент, и цены.
Но есть еще одно интересное новшество. В трех школах Алматы стартовал пилотный проект по оптимизации организации питания. Мы поехали в одну из них, чтобы посмотреть, что стоит за этой официальной формулировкой.
***
11.00. Общеобразовательная школа №205 в Алатауском районе Алматы. Новенькая, светлая и, главное, просторная - это в нашем случае фактор определяющий. В столовую мы заходим в тот момент, когда завтракает один класс началки. На столах вместо обычных тарелок и стаканов ланч-боксы из нержавейки, у каждого ребенка свой. Еда разложена по секциям. Первая ассоциация: обед в самолете, есть что-то общее. Необычно.
В началке этой школы учатся 619 человек. Все они приходят в столовую в определенное время (с этого года акимат Алматы выделяет финансирование на питание 1-4-х классов). Столовая большая, в принципе, накормить можно сразу пару сотен человек, но потоки учащихся разделяют, чтобы избежать толчеи и успеть подать блюда горячими.
Еду накладывают в кухонной зоне, на тележках везут к столам и расставляют. Это быстрее, чем возиться с тарелками и стаканами, и удобнее.
- Если сравнивать характеристики, обычная посуда не самый лучший выбор для школьного питания. Сколы, трещины - среда, где размножаются бактерии. Ланч-бокс сделан из стали, максимально безопасной для пищевого потребления, - объясняет директор компании, которая работает в столовой школы №205 и внедряет систему ланч-боксов, Асемгуль ОМАРОВА. - Это японская технология, где такую посуду в столовых используют уже более 60 лет. Боксы изготовили по заказу нашей компании, мы за все заплатили - считайте, это наша социальная ответственность.
Ланч-боксы легкие. После еды дети относят их к специальным столам. Время - определяющий фактор всей этой затеи с ланч-боксами. Такая раздача проходит намного быстрее, еда не остывает, столы остаются чистыми. Кажется, просто, но персонал обучали раскладывать правильно, учитывая граммаж, расставлять, потом собирать грязную посуду. Все это в новинку для казахстанских школ. Спрашивала, как реагируют дети. Удивлялись, привыкали, а сейчас едят лучше.
В Алматы единое для всех школ меню, утвержденное акиматом: блюда, граммаж, калорийность. Стоимость обеда в началке - 560 тенге, в среднем звене - 660. Еда диетическая, на пару или в духовке, определенные нормы сахара, соли, жиров - далеко не все дети любят такое. Говорят, надо приучать к правильной пище. Пытаются.
- Чтобы дети ели, нужно больше денег на обеды выделять: 560 тенге - это мало, - заметила я.
- Сумма рассчитана в конце августа с учетом нынешних цен и наценки на амортизацию. Говорить, что этой суммы недостаточно на то меню, которое сегодня получают дети, необъективно, - парировал представитель акимата, который приехал в школу вместе с нами.
В любом случае оценивать “пилот” будут и по тому, лучше ли стали есть дети. А подача - один из факторов, который на это влияет.
- Я знаю, что второе новшество пилотного проекта - информационная система, благодаря которой можно будет видеть, что происходит на кухне. Когда ее запустят?
- Думаю, к концу октября мы полностью ее автоматизируем и сможем показать, как она работает.
На кухне каждой школы установлены камеры. Видео с них хотят вывести в интернет - тогда любой родитель сможет наблюдать, как готовят еду для детей, как идет раскладка, чисто ли на кухне. Скорее всего, посмотреть трансляцию в режиме реального времени можно будет на сайтах самих учебных заведений (пока это три школы “пилота” в Алматы - №204, 205 и 206), позже, возможно, появится и какой-то единый портал.
- Такой подход исключает недоверие со стороны родителей: не нужно приходить в столовую с мониторинговой группой, есть возможность проверить работу на сайте, - продолжает Омарова. - Кроме этого они смогут увидеть, что порции у всех одинаковые, а продукты свежие. Процесс абсолютно прозрачный.
На кухне школы №205 тоже есть камеры, где именно - сотрудники не в курсе.
- Меньше знаешь, крепче спишь, - смеются.
Пилотный проект продлится до конца года. После этого в Минпросвещения будут решать, есть ли смысл распространять его и на другие школы Казахстана, рекомендовать ли всем работать по такой системе. Это непросто в первую очередь из-за затрат - купить ланч-боксы, иногда оборудование для кухни, наладить работу информационных систем. Не факт, что на это подпишутся компании, которые работают со школьными столовыми. Последнее слово останется за государством.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы