Пальцем деланные
В Западно-Казахстанской области общественники выявили нарушения при строительстве десятков дорог районного, городского и областного значения. Активисты утверждают, что повсеместно в дорожной отрасли отсутствует должный контроль, а также строители вынуждены экономить на качестве материалов, чтобы делать откаты.
Недостроенные дороги, недоосвоенные или вовсе не освоенные средства, миллионы, полученные за работу и не отработанные в реальности, ямы на новом асфальтовом полотне, а также покрытие, которое легко можно расковырять пальцем, - эти и другие вопиющие факты выявили общественники из местного филиала “Әділдікті талап ет!”
- Мы проехали шесть районов, побывали в 25 поселках - нарушения везде очень похожи, - рассказывает руководитель филиала Бауыржан АХМЕТЖАН. - Во-первых, очень поздно проводятся конкурсы и заключаются договоры. Бывает, тянут даже до июня. Прибавьте к этому еще месяц, который уходит на получение талона на строительство в ГАСК. В итоге к строительству приступают ближе к осени. К этому моменту начинаются дожди, снег или морозы, и работы приостанавливаются на этапе непролазной грязи, по которой не только не проехать, но и пешком не пройти.
Еще одна проблема, которую увидели общественники, - имитация бурной деятельности при фактическом ее отсутствии. Как минимум на шести объектах работы в лучшем случае находятся на самой начальной стадии, притом что должны быть уже завершены или подходить к завершению.
Совершенно очевидно, что в этих случаях компании просто создают видимость работ. Они получают аванс, готовят полотно, стелют щебенку и на этом успокаиваются. Проверяющие приезжают, посмотрят, что вроде начаты работы, и уезжают. Ситуация говорит не только о недобросовестных подрядчиках, но и об отсутствии должного контроля со стороны заказчика: ЖКХ, акимата района, уполномоченных и правоохранительных органов.
Кстати, среди долгостроев подавляющее количество принадлежит ТОО “Ануш Курылыс”. По данным общественников, в этом сезоне компания только в Западно-Казахстанской области забрала 13 подрядов на сумму свыше 4 млрд тенге. И практически на всех объектах работы либо на уровне снятия асфальта, либо не начаты вообще. Это же ТОО, кстати, второй год строит новый бульвар в Уральске за 700 млн тенге и, учитывая усиленную работу именно в городе, неудивительно, что на поселки у фирмы не хватает ни техники, ни людей.
После обращения общественников по двум объектам заказчики обратились в суд с требованием признать эту компанию недобросовестным подрядчиком. И если эта процедура состоится, то, учитывая все возможные проволочки, судьба дорог, на которых ТОО уже провело работы по снятию асфальта, и вовсе незавидная. А это больше 20 внутрипоселковых улиц и несколько подъездных дорог к населенным пунктам.
Следующая проблема напрямую касается количества и качества строительных материалов. Поставщики не успевают вовремя отгружать нужное количество щебенки, так как в первую очередь ее отправляют на самые крупные объекты. А из-за того, что в разгар сезона заводы по производству битума встают на плановый ремонт, его также катастрофически не хватает на местах. Что касается качества этого материала, то оно уже стало притчей во языцех. Качественный российский битум запрещен к ввозу, а казахстанский не выдерживает никакой критики. Чиновники в высоких кабинетах упорно делают вид, что проблемы нет, соответственно, нет никаких причин работать над ее решением.
- Существует совершенно уникальный продукт - серополимер, - говорит руководитель регионального Орхусского центра Дамир МУЛДАШЕВ. - Этот полимер позволяет создавать исключительные по своей прочности и долговечности строительные материалы: серобетон и сероасфальтобетон. Он прекрасно сочетается с разными наполнителями, не восприимчив к воде, устойчив к морозам и агрессивным средам - словом, ко всему тому, на что обычно ссылаются при быстром разрушении дорог. Кроме того, добавление его в наш казахстанский битум придаст этому материалу по-настоящему высокие характеристики. Наконец, этот полимер очень экологичен, почему мы так активно пытаемся его продвигать. Он, во-первых, позволяет безопасно утилизировать отходы нефтедобывающей промышленности, а во-вторых, этот материал практически не взаимодействует с окружающей средой. Это наша разработка, казахстанская, и мы уже несколько лет пытаемся достучаться до тех, кто может помочь ее внедрению, однако пока безрезультатно. Строительство дорог из таких материалов в разы продевает сроки эксплуатации дорожного полотна. Возможно, это кому-то невыгодно.
Следующая проблема, о которой говорят общественники, - это то, что практически все строители вынуждены экономить на строительных материалах, иначе нечем будет отдавать так называемые откаты. Их суммы доходят до 30 процентов от стоимости объекта.
По словам Бауыржана Ахметжана, для экономии средств строители заменяют стройматериалы на более дешевые: в накладных указывается материал, с которым рассчитана ПСД, а на самом деле используют другие. Например, щебень, предназначенный только для тротуаров, часто идет на асфальт трасс и уличных дорог. Это, конечно, сокращает расходы подрядчика, но и срок службы дорожного полотна уменьшается тоже. Однако при приемке такие моменты в глаза не бросаются.
Раньше чаще всего экономили за счет уменьшения слоев асфальтового “пирога”. И при взятии кернов это было заметно. Теперь же, используя дешевый строительный материал, дорожники вполне могут позволить себе уложить все слои нужной толщины, и при взятии кернов визуально все выглядит вполне пристойно. Недочеты может выявить более детальная проверка, но она необязательна, поэтому всем проще сделать вид, что все в порядке.
- Мы постоянно говорим, что работу строителей нужно контролировать. Причем это должен быть контроль не только тех органов, которые обязаны это делать, но и общественников, обычных людей, которым по этим дорогам потом ходить и ездить! - говорит Бауыржан Ахметжан. - Но люди очень пассивны: то ли чего-то боятся, то ли просто ни во что не верят.
В областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог ответили на претензии общественников. С некоторыми согласны, но серьезной проблемы, судя по всему, не видят.
- С начала года возникли проблемы с щебнем, который поставляется из Актюбинской области. Щебень есть, но вагонов, которые могли бы его доставить, нет. Летом вагоны требуются для перевозки зерна, в отопительный сезон полторы тысячи вагонов перевозят уголь. И снова дефицит щебня, - объяснил руководитель управления Айдар МЕНЕЕВ. - Битум поставляется в Уральск с актауского завода “СП CASPI BITUM”. Это крупный производитель, который обеспечивает битумом Актюбинскую, Мангистаускую, Атыраускую и Костанайскую области. Но из-за автодорожного бума в этом году у завода не хватило мощности обеспечить всех подрядчиков.
Из-за перебоев с поставкой материалов и возникают проблемы с работой компаний, отмечают в ведомстве.
- Например, у ТОО “Ануш Курылыс” очень много объектов в Жангалинском, Теректинском, Чингирлауском районах и районе Байтерек, и почти по всем проектам наблюдается отставание от графика, - подтвердил руководитель управления Айдар Менеев. - Ремонт не был завершен из-за того, что вагоны с щебнем не приходили. Власти подали иск в суд на компанию. Как только проблема с щебнем решилась, в республике возникла новая проблема - с битумом. Но подрядчик не отказывается работать, несмотря на проблемы. Как только битум доставят, он обещает в считаные дни завершить ремонт. Несмотря на щекотливое положение, компания продолжает работать в силу своих возможностей. К примеру, в поселке Жангала проект имел стоимость 307 млн тенге, ТОО “Ануш Курылыс” выделили только 60 млн. На эти средства закупили материал, и, несмотря на то что деньги не перечислены полностью, асфальт положен.
К слову, именно об этом асфальте общественники сняли видео, где участник ролика пальцем легко проковырял в новой дороге дыру.
- Подрядчик пошел навстречу сельчанам, но получилось то, что получилось. Сельчане стали писать, что асфальт тонкий, сквозь него песок можно достать, но впереди у компании еще год, чтобы все исправить, - объяснил Менеев.
Про качество казахстанского битума чиновник тактично промолчал, зато опроверг высказывания общественников о том, что кто-то получает по 30 процентов откатов при проведении тендеров на ремонт дорог.
- Эти разговоры про откаты - фантастика. Безосновательно говорить такое на публику нельзя! - категорично произнес чиновник.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск