1401

Вся надежда - на омбудсмена

Смогут ли казахстанцы возвращать продавцам купленные мобильные телефоны?

Вся надежда - на омбудсмена

Актюбинская область лидирует по части соблюдения прав потребителей практически во всех сферах услуг. Такие данные приведены в приложении к проекту нового закона “О защите прав потребителей”, размещенном на портале “Открытые НПА” для общественного обсуждения. Разработчик документа - Министерство торговли и интеграции.

“Потребитель нуждается в особом внимании государства в силу того, что он, в отличие от предпринимателя, не является профессиональным участником рынка и без социальной, административной и правовой поддерж­ки не может в полной мере обеспечить защиту своих прав и законных интересов”, - отмечают авторы законопроекта.

В качестве обоснования необходимости закона, проект которого представлен на обсуждение, разработчик приводит в том числе и данные соцопросов и исследований. Согласно им, наиболее хамское отношение к пассажирам в сфере воздушных, железнодорожных и автоперевозок наблюдается в Туркестанской области. А вот в Актюбинской области 96 процентов опрошенных заявили, что в сфере перевозок не сталкивались с какими-либо нарушениями прав потребителей.

Что касается рынка туристских услуг, то 40,8 процента респондентов Карагандинской области отметили, что сталкивались с отказом вернуть деньги за неоказанные услуги, а 11,2 процента заявили, что туроператоры не исполняли условия договоров. 13,3 процента опрошенных жителей Восточно-Казахстанской области пожаловались, что туроператоры навязывали им дополнительные услуги и 11,9 процента - что были нарушены условия перевозки и размещения. И только опять же в Актюбинской области буквально все респонденты заявили, что все их права как туристов были соблюдены.

По нарушениям в сфере электронной торговли лидирует Восточно-Казахстанская область: 59,4 процента опрошенных сообщили, что им отказывались вернуть деньги за недоставленные товары и услуги. Но 100 процентов опрошенных в Актюбинской области отметили, что ни с какими нарушениями своих прав не сталкивались.

Если говорить о самом законопроекте, то в нем значительно расширен понятийный перечень: вводятся понятия “уполномоченное изготовителем лицо”, “импортер”, “сертификат для получения товара”, “потребительский договор” и т. д., но главным же отличием от действующей версии закона является появление в проекте омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей.

“Институт омбудсмена уже стал неотъемлемой частью современной модели эффективного управления в различных сферах жизни общества. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что потребность в таком дополнительном институте возникает тогда, когда существующие институты в соответствующих сферах не справляются с функциями защиты прав граждан... Омбудсмен будет являться глазами общества, изучать и выявлять системные проблемы сферы защиты прав потребителей в ходе своей деятельности, а также служить голосом потребителей, периодично докладывать напрямую главе государства о них и путях разрешения этих проблем. Кроме того, с введением института омбудсмена видится, что часть нагрузки государственного аппарата ляжет на плечи омбудсмена, задачей которого будет услышать каждого потребителя и помочь каждому потребителю, представлять интересы потребителей на самом верхнем эшелоне государственной власти”, - говорится в пояснительной к законопроекту записке.

Предлагается, чтобы обмудсмена по защите прав потребителей назначал непосредственно президент. Срок работы омбудсмена - 4 года, однако он может быть досрочно освобожден от своих обязанностей. Далеко не каждый человек может стать главным защитником потребителей - требования к омбудсмену довольно жесткие: не моложе 35 лет, с высшим образованием, постоянно проживающий на территории Казахстана не менее последних 10 лет, имеющий опыт работы по защите прав и законных интересов физических или юридических лиц не менее 5 лет.

При этом омбудсмен после назначения на должность должен будет приостановить свое членство в партиях и общественных объединениях. Ему будет также запрещено работать на госслужбе, быть депутатом или заниматься предпринимательской деятельностью. Деятельность омбудсмена и его аппарата будет финансироваться за счет бюджета.

Не обошли разработчики законопроекта стороной и вопросы соблюдения закона о языках. Они считают, что продавцы, изготовители и исполнители обязаны доводить до сведения потребителя свои наименование, контактные данные, местонахождение, условия реализации товаров и режим работы на казахском и русском языках. Индивидуальные предприниматели будут также обязаны предоставлять потребителю информацию о госрегистрации и наименовании органа, осуществившего его регистрацию как ИП.

Еще один любопытный момент: в представленном законопроекте не значится запрет на возврат купленных предметов мобильной связи (такой запрет сейчас действует согласно действующему закону “О защите прав потребителей”).

Комментарий в тему

Светлана РОМАНОВСКАЯ, председатель правления Лиги потребителей Казахстана:

- Сами предприниматели выступают против запрета на возврат мобильных телефонов. Он неудобен, потому что продавцы не могут продемонстрировать покупателю потребительские свойства товара. Но будет ли отменен запрет, зависит от парламентариев.

Романовская считает, что омбудсмен по защите прав потребителей должен быть подконтролен напрямую президенту или руководителю правительства (а не какому-то госоргану) и при этом возглавлять профильный общественный совет.

- И если бы этот общественный совет формировал политику по защите прав потребителя, а омбудсмен следил бы за ее соблюдением и реализацией, это было бы правильно. Тогда бы у нас с соблюдением и обеспечением прав потребителей проблем не было, - уверена эксперт.

Что касается законопроекта в целом, то, по ее словам, он прак­тически целиком и полностью соответствует ее ожиданиям, но...

- … мы говорили еще и о сопутствующих положениях других законов, в частности Административного кодекса. Очень много статей в нем не работает, потому что полиция, которая должна соблюдать реализацию положенных норм, не хочет этим заниматься. А уполномоченный госорган по контролю за правами потребителей довольно слабый и маленький: на наши более 18 миллионов человек населения в нем работают всего 50 человек. Кроме того, из-за действующего моратория на проверки МСБ у него тоже ограничены возможности по осуществлению своей деятельности - они не могут даже на жалобы реагировать. То есть сейчас Административный кодекс фактически беззубый.

Защита прав потребителей - это институт смешанного права, как частного, так и публичного, подчеркивает Романовская. И государство обязано защищать потребителей, поскольку именно они являются уязвимым звеном:

- Наше потребление должно быть безопасным, но государство эту свою функцию не исполняет. Было бы хорошо, если бы дали возможность выявлять нарушения прав потребителей с помощью общественного контроля и передавать эту информацию в госорганы, на основании которой те бы предпринимали соответствующие меры, как это делается сейчас, к примеру, в Минфине: если предприниматель не выдает потребителю чек, то потребитель может об этом сообщить. Предприниматель будет оштрафован, а сообщивший о нарушении получит определенный процент от штрафа. Но пока по этому поводу нас еще не услышали. Я надеюсь, что, когда законопроект поступит в мажилис, ситуацию удастся изменить в лучшую сторону.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Кстати

Подпольный мир торговли

Чем выше цены на продукты, алкоголь и лекарства, тем больше контрафакта. Спрос на дешевые подделки среди населения вырос на 20-30 процентов. Таковы первые итоги мониторинга подпольной продукции, продаваемой в Алматы. Исследованием занималась Ассоциация лиги потребителей Казахстана, помогали ей в этом студенты местных вузов.

- Согласно данным Бюро национальной статистики, прирост цен на непродовольственные товары составил 14,2 процента, на товары личного пользования - 26,3 процента, на моющие и чистящие средства - 23,5 процента. Рост цен привел к оттоку потребителей из сетей супермаркетов на базары, рынки и маленькие магазины, где часто предприниматели продают несертифицированную контрафакт­ную продукцию, - пояснила на брифинге ярый защитник прав потребителей Светлана РОМАНОВСКАЯ.

В ходе мониторинга выяснилось: порядка 98 процентов предпринимателей, работающих на базарах и в маленьких магазинах, даже не знают про то, что товары должны иметь сертификацию.

Казахстанцы давно смирились с подделкой брендов - одежды и обуви. Это не несет особой угрозы здоровью, разве что может появиться аллергия на некачественный компонент. Однако теперь научились подделывать и сигареты, и лекарства.

- Спрос на контрафактную продукцию обусловлен низкой ценой, но низкая цена означает и низкое качество, а это, в свою очередь, огромные риски для здоровья и жизни населения, - отметила Романовская. - На нашу горячую линию поступило большое количество жалоб на контрафактные сигареты. В июне этого года мы предвидели такую ситуацию и специально запустили петицию с призывом создать равный доступ к сигаретам и нагреваемому табаку и не повышать акцизы на нагреваемый табак. Петицию уже подписали более 5000 человек. Поэтому мы призывали и призываем госорганы не торопиться с введением акцизов и дополнительных налогов.

По словам спикера, государство недополучило в бюджет 30 млрд тенге только на одних контрафактных сигаретах.

Растет и производство поддельного и подпольного алкоголя. Только за первые две недели сентября сотрудники Агентства по финмониторингу изъяли контрафактную спиртосодержащую жидкость на 18,5 млн тенге в Акмолинской области. В Кокшетау и Петропавловске обнаружили 9,5 тонны контра­фактного алкоголя. А в августе департамент госдоходов Алматы выявил незаконный ввоз из РФ и хранение более 13 тысяч литров алкоголя.

Такая же ситуация наблюдается и в фармацевтике. В сентябре полицейские Жамбылской области изъяли около 1,5 тысячи запрещенных таблеток и ампул, выявив 51 факт правонарушений.

- Оказывается, сейчас можно реализовывать любые лекарственные препараты просто по разрешению! - рассказала одну историю Романовская. - В аптеке продавали медикаменты, которые официально нигде не были зарегистрированы. Мы подали в суд исковое заявление с требованием запретить продажу таких лекарств. Однако суд нам отказал, сославшись на то, что у аптеки есть разрешение на продажу медикаментов.

Недовольны не только покупатели, но и добросовестные предприниматели: как можно вес­ти бизнес, если кругом контра­факт? как можно конкурировать с нелегальной продукцией, которая дешевле в разы?

Романовская считает: предпринимателей нужно информировать о том, что необходимо запрашивать у своих поставщиков сертификаты на качество продукции, а потребители должны знать свои права и требовать документы, подтверждающие качество товара.

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть