Какая задача, таков и результат со сроками
В системе “Е-Шанырак” не будет сервиса “Голосование онлайн” для жителей многоэтажек, хотя изначально он предусматривался. Но введут её все равно не раньше чем через год
О том, как и почему изменилась концепция проекта, будет ли он полезен населению, нам рассказал в интервью заместитель председателя комитета по делам строительства и ЖКХ Мининдустрии и инфраструктурного развития Бауыржан КАБДОЛ.

“Заговори, чтобы я тебя увидел”, - сказал когда-то Сократ. Афоризм времен античности актуален и в наши дни: чтобы детально рассказать нам о проекте “Е-Шанырак”, который уполномоченные на то чиновники обещали запустить в массы еще пять лет назад, должна была появиться наша статья (см. “Обещанного не три года ждут - больше”, “Время” от 4.8.2022 г.). На нее-то и отреагировали в профильном комитете МИИР - пообещали все рассказать и объяснить в интервью. На этот раз не пришлось долго ждать: обещание сдержали.
Первым делом Бауыржан Кабдол сообщил, что не все сказанное в статье соответствует действительности.
- Мы не просиживаем штаны, как заявил ваш эксперт Виталий ПУСТОВОЙТЕНКО (IT-архитектор Центра устойчивого развития столицы, разработчик E-Knot. - Е. Т.). К тому же в этом году АО “Казцентр ЖКХ” не было выделено 4 млрд тенге, как он утверждает. Хотелось бы понять, откуда такая информация появилась… А на разработку и внедрение системы “Е-Шанырак” вообще не было потрачено бюджетных средств. Это проект государственно-частного партнерства (ГЧП).
- Может быть, подведомственный вам “Казцентр ЖКХ” и его офисы цифровизации ранее запрашивали финансирование на указанную сумму, но им отказали и потому не выделили?
- Такого тоже не было.
- Тогда такой вопрос: почему дата ввода “Е-Шанырак” все время переносилась? Впервые об этой системе открыто заговорили пять лет назад, еще до нынешней жилищной реформы…
- Концепция системы в 2016 году значительно отличалась от концепции 2020-го. Изначально планировалось разработать систему управления многоквартирными жилыми домами с возможностью онлайн-голосования их жильцов. В то же время в 2017 году местные исполнительные органы стали самостоятельно разрабатывать в своих регионах подобные системы. Например, в столице тогда запустили три продукта: TopKSK, Smart.KSK, e-KSK. И чтобы не тратить бюджетные средства на создание продукта, варианты которого уже появились, мы взяли паузу в разработке “Е-Шанырак”.
Но после того как все эти три проекта так и не стали популярными, снова возник вопрос о запуске “Е-Шанырак”. Однако поручение президента, чтобы государство не мешало развитию бизнеса и не конкурировало с ним, стало судьбоносным для проекта.
- То есть? Поясните вашу мысль.
- В 2020 году концепцию “Е-Шанырак” пересмотрели. Мы провели встречу с 75 представителями IT-сообщества. Итогом встречи стала разработка технического задания для системы. Теперь она по замыслу должна была представлять собой платформу как набор инструментов и технологий для анализа, визуализации и обработки данных о состоянии системы ЖКХ. То есть это система, которая преобразует информацию из разных источников в удобную и понятную аналитику с визуальными данными для правительства и местных исполнительных органов.
Мне кажется, вы сами не до конца понимаете эту систему…
- Но председатель правления подведомственного вашему комитету “Казцентра ЖКХ” Ербол ТОЛЕУОВ не ранее как в декабре прошлого года сказал мне в интервью: “Е-Шанырак” станет работать по методу “одного окна” - по аналогии с электронным правительством для граждан eGov.kz! А теперь что?
- Как известно, eGov.kz - это портал, куда люди сначала заходят, а потом уже обращаются в отдельные государственные органы, например в МВД, Министерство юстиции. Изначально система “Е-Шанырак” тоже предполагала услугу электронного голосования для принятия решений, но после поручения президента не конкурировать с бизнес-средой эту возможность убрали. Почему? В Казахстане уже работают как минимум пять частных приложений, позволяющих владельцам квартир голосовать онлайн, в том числе бесплатно. А система “Е-Шанырак” теперь больше предназначена не для населения, а для госорганов.
На основе анализа данных госорганы смогут принимать управленческие решения. Это то, что все называют Big Data. Определены четыре источника, из которых мы будем получать эти данные. Первый - это объекты информатизации в сфере ЖКХ, а именно отчеты и протоколы собраний. Например, жильцы сотрудничали с каким-то частным IT-приложением, а потом решили сменить его. Где они найдут свой протокол голосования, если оно было проведено онлайн? Так “Е-Шанырак” станет хранилищем данных.
Вторым источником данных в “Е-Шанырак” станут субъекты сервисных монополий, а именно показания приборов учета. Если поставщики комуслуг будут самовольно завышать в квитанциях тарифы и начисления по ним, то эти несоответствия можно будет легко проверить.
Третий источник - это государственные системы. Например, Министерство юстиции будет предоставлять данные о регистрации ОСИ, о недвижимости. И четвертый источник - это местные исполнительные органы, у них информация об аварийных домах, которые требуют капремонта.
- С госорганами все понятно - их заставят предоставлять вам данные. А если, допустим, частные IT-компании не захотят делиться своей информацией?
- Сейчас три объекта информатизации уже подписали с нами соглашение о сотрудничестве. Остальные медленно идут к этому. Но никакого давления на них нет.
- То есть это будет в добровольном, а не в обязательном порядке?
- Сейчас мы идем на добровольных началах. Уже есть правила централизованного сбора данных, но пока в них нет обязательств предоставлять их. Сейчас этот вопрос на обсуждении в рабочей группе. При этом не будет требования предоставлять абсолютно все данные, только необходимый минимум.
- Кстати, во время пандемии на сайте eGov.kz появилась услуга онлайн-голосования. Я слышала, что ее купили всего за 1000 тенге. Потом она исчезла. Почему так получилось и удалось ли хоть кому-то проголосовать?
- В 2020-2021 годах был пик заболевания коронавирусом. И тогда же стартовала жилищная реформа. Жильцам нужно было выбрать одну из форм управления многоэтажным домом, но при этом нельзя было собираться толпой. В администрацию президента стали поступать письма из регионов, в которых нет объектов информатизации. У нас пока сохраняется цифровое неравенство: частные приложения находятся в крупных городах - Алматы, Нур-Султане, Шымкенте, а в других регионах нет активности ни со стороны разработчиков, ни со стороны собственников квартир.
Трем профильным министерствам поставили задачу разработать и запустить бесплатную услугу голосования жителей многоэтажек, но только для создания новой формы управления домами. Для других целей это голосование не подходило. Провели конкурс на портале госзакупок, минимальная заявка была у “Е-кезектi”, которая стоила 1000 тенге. Однако, когда запустили эту систему, ограничения из-за коронавируса уже сняли, уровень заболеваемости снизился. Поэтому этой системой так и не воспользовались, люди снова стали приходить на собрания во дворах. Эта система не имеет ничего общего с “Е-Шанырак”, она была отдельной услугой. С портала eGov.kz ее уберут.
- Я все понимаю: сменились концепция, цели. Но почему тогда ваши подчиненные все время высказывают разные мысли, сроки, дают невыполнимые обещания? Отсюда и возникает недоверие людей, в данном случае к системе “Е-Шанырак”. Каждый год обещали, но не запускали систему.
На каком этапе сейчас “Е-Шанырак”? Недавно на открытии информцентра по поддержке жилищной реформы в Алматы вы говорили, что система находится в промышленной эксплуатации. Что это значит?
- Есть закон об информатизации, который регулирует все стадии проекта: от начала разработки до запуска. После того как проработали техзадание с IT-сообществом, стали искать возможные варианты реализации системы. Мы поняли, что выделения бюджетных денег на проект не будет, поэтому переделали его под модель ГЧП. Обязательные по закону процедуры заняли полтора года. Система “Е-Шанырак” прошла все стадии: от информбезопасности до опытной и промышленной эксплуатации. 28 июня она официально введена в эксплуатацию, сейчас все регионы занимаются ее наполнением.
- Когда система заработает в полную силу?
- Для этого нужна интеграция данных. На днях будем встречаться с субъектами естественных монополий, а их более 900 в сфере ЖКХ. Кроме того, как я уже сказал, у частных IT-компаний нет обязательств передавать данные. Только после того, как будет проведена интеграция, мы ставим себе задачу сделать все в течение года (выделено мной. - Е. Т.).
- Вы упомянули обсуждение в рабочей группе. То есть будут вносить очередные поправки в жилищное законодательство?
- Председатель комитета мажилиса по экономическим реформам и региональному развитию Альберт РАУ инициировал поправки в законодательные акты, в том числе в закон о жилищных отношениях. Полное название законопроекта - “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики”.
- Так его же обсуждали еще в прошлом году?!
- Законопроект вызвал много споров. К тому же в стране появились три новых региона. Депутаты выйдут с каникул и займутся им.
- По действующему закону председатель ОСИ или доверенное лицо ПТ должны вывешивать отчеты о работе в “общедоступном месте”, мол, это и гарантирует прозрачность. Но что значит “общедоступное место”? Подъезд, двор или мессенджер? Это понятие не конкретизировано в законе. Не думаете ли обязать выставлять отчеты именно в формате онлайн?
- Все это уже обсуждается.
КСТАТИ
Вот что докладывало главе государства на расширенном заседании правительства в июле 2019 года руководство Мининдустрии и инфраструктурного развития о жилищной реформе и проекте “Е-Шанырак”:
- Инициировали изменения в законопроект по жилищным отношениям... Целый комплекс вопросов будет решен именно в этом законопроекте. Предусматривается детализация взаимоотношений между гражданами и ЖКХ. Общественные отношения будут урегулированы. Также в этом законопроекте предусмотрена электронная программа “Е-Шанырак”. Сейчас она эксплуатируется в пилотном режиме, показала неплохие результаты. Суть ее в том, что каждый потребитель, каждый собственник жилья в режиме онлайн управляет собственным домом. Он видит решения, принимаемые КСК, голосует за них и видит расходование средств на текущий ремонт и капитальный (выделено мной. - Е. Т.).
- Жилищные проблемы являются самой острой, насущной социальной проблемой нашего государства. Вы видите сами, насколько она обострилась в последнее время. Дайте предложения, как ее решать в целом и в частности... Жилищная проблема должна находиться под постоянным надзором со стороны министра и правительства, - сказал тогда в ответ Касым-Жомарт ТОКАЕВ.
Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Екатерина ТИХОНОВА