1661

Обещанного не три года ждут - больше

Почему так и не заработала государственная цифровая система “Е-Шанырак”, на которую возлагали надежды жители многоэтажек

Обещанного  не три года ждут - больше

О цифровой платформе для ЖКХ заговорили задолго до того, как придумали новые формы управления многоэтажками - объединения собственников имущества (ОСИ) и простые товарищества (ПТ). Запустить “Е-Шанырак” хотели еще до реформы.

Долго сказка сказывается…

- До конца 2017 года планируется внедрить пилотный проект, в рамках которого в электронном формате будут отслеживаться расходы КСК, - заявлял в правительстве тогдашний председатель комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Мархабат ЖАЙЫМБЕТОВ в августе 2017 года.

Главной целью системы тогда обозначили прозрачность деятельности КСК в вопросах утверж­дения затрат и расходования средств.

В феврале 2018 года председатель правления АО “КазЦентр ЖКХ” Нурсултан ДЖИЕН­БАЕВ, отвечая на вопрос о том, когда будет запущена система, сообщил, что активная фаза подготовки внедрения ­“Е-Шанырака” начнется через три месяца, затем система будет дополнена с учетом запросов жителей и в полном объеме заработает к концу текущего года.

А в сентябре 2018 года Каир­бек УСКЕНБАЕВ, который тогда был еще не министром, а вице-министром индустрии и инфраструктурного развития, сообщил: “Мы уже разработали систему “Е-Шанырак”, мобильные приложения для всех жителей нашей страны. Уже сейчас в пилотном порядке определили 190 домов по республике, у нас есть все технические возможности подключить одновременно все дома, чтобы через электронную систему можно было видеть, какие работы проводит ваша компания, какие материалы приобретают, какие счета к вам приходят, какие нормы потребления у вашего дома”. Год закончился, а система так и не заработала.

В июне 2019-го заговорили о том, что в закон о жилищных отношениях внесут поправки. “Одним из основных нововведений законопроекта является внедрение информационной системы жилищного фонда и ЖКХ с условным названием “Е-Шанырак”, - говорилось в сообщении Министерства индустрии и инфраструктурного развития, которое и стало разработчиком поправок.

В июле 2019 года глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил навести порядок в сфере ЖКХ. Тогда же в профильном министерстве пообещали: программа “Е-Шанырак” начнет функционировать со следующего года после принятия закона.

В 2020-м даже отобрали для реализации пилотного проекта девять домов в Актобе, которые были оснащены приборами учета воды, тепла, электроэнергии и имели автоматизированные теп­ловые пункты. Однако система сбора и передачи данных долго там не проработала и была ликвидирована.

В марте 2021 года подведомственная структура Министерства индустрии и инфраструктурного развития АО “Казцентр ЖКХ” провела совещание по цифровизации и барьерам в сфере ЖКХ. Там же рассмотрели функционал “Е-Шанырак”, который планировали запустить во втором полугодии 2021 года.

В июне 2022-го депутат парламента Екатерина СМЫШЛЯЕВА раскритиковала жилищную реформу и обещанную информационную систему.

- Была заявлена, но так и не запустилась условно бесплатная (оплата в рамках договора государственно-частного партнерства) система “Е-Шанырак”. При этом ее виртуальное присутствие замедлило рыночные процессы формирования достойных цифровых продуктов, - подметила тогда Смышляева.

И вот в конце июля в Алматы зампредседателя комитета по делам строительства и ЖКХ Бауыржан КАБДОЛ объявил: “На текущий момент система развернута в серверном центре АО “Национальные информационные технологии” и запущена в промышленную эксплуатацию”. По словам Кабдола, проект ­“Е-Шанырак” реализован по частной инициативе, без бюджетного финансирования. Предполагаемый срок действия договора государственно-частного партнерства - 10 лет.

Кабдол назвал три основные функции системы: интеграцию с рыночными приложениями, системами коммунальных служб и государственными информационными системами, сбор и хранение данных, анализ полученной информации и выработку прогнозов развития. То есть, чтобы система заработала, туда должны зайти уже работающие рыночные приложения. А хотят ли они этого? Кто кому сделает одолжение?

Обошлись без “Е-Шанырака”

Обновленный закон о жилищных отношениях вступил в силу в январе 2020 года. Однако “Е-Шанырак” тогда так и не заработал.

Между тем в этой системе остро нуждались: пандемия коронавируса загнала людей в квартиры и запретила собираться во дворах. На помощь пришли отечественные айтишники, которые быстро создали то, что требовалось жильцам многоэтажек.

Владельцы квартир в алматинском ЖК “Комфорт” в начале реформы провели общее собрание в режиме онлайн на электронной площадке е-home.kz и проголосовали за создание ОСИ. Результаты опроса без проблем зарегистрировали в департаменте юстиции. Правда, опрос получился смешанный: 160 человек проголосовали онлайн с помощью ЭЦП, остальные - письменным способом (всего в комплексе 420 квартир). Набрали две трети. Листов голосования получилось два вида: обычные - с подписями, поставленными шариковыми ручками, и распечатанные с электронной площадки, на которых стоял QR-код.

Помогал тогда жителям проголосовать онлайн Талгат МУХАМЕДГАЛИЕВ, председатель алматинского филиала РОО “Общественный защитник” и член рабочей группы мажилиса по поправкам в закон о жилищных отношениях. Долгое время он работал в области IT-технологий.

- Мы поняли: управление такими порталами госорганами нежизнеспособно. Допустим, власти заказали IT-компании разработать сайт. Кто заполнял бы контент? Сотрудники управления жилья вряд ли станут этим заниматься. Ведь чем больше на портале собственников, пользователей, тем больше нужно расширять штат, наращивать серверные мощности, нанимать программистов. На все это придется тратить бюджетные средства, - поделился своим мнением Мухамедгалиев.

Вы такие не единственные

То, что не смогло сделать за пять лет профильное ведомство - Министерство индустрии и инфраструктурного развития, удалось Агентству по защите и развитию конкуренции за два месяца. Глава агентства Серик ЖУМАНГАРИН, про­анализировав проблемы коммунального рабства, с которыми сталкиваются собственники, предложил смену поставщиков онлайн. Помогали реализоваться пилотному проекту Министерство юстиции и НАО “Правительство для граж­дан”. Для пилотного проекта решили использовать пять частных онлайн-платформ, которые работают на рынке: E-Knot, AULA, IQamal, Osi.kz, pater services.

Проект удивил результатами. В нем приняли участие 26 домов в Нур-Султане и один в Алматы. Три дома сменили поставщиков видеонаблюдения. Было и такое: как только собственники квартир инициировали голосование по смене недобросовестной компании, эта же компания сразу же начала хорошо работать. Да так, что собственники квартир передумали ее менять и продолжили пользоваться ее услугами. Вот что делают конт­роль, прозрачность и конкуренция! Кстати, участие в проекте добровольное, любой может присоединиться.

Пилотный проект расширился: добавили и смену председателей ОСИ онлайн, тоже ведь поставщики услуг. 11 домов запустили процедуры по смене органов управления, голосованию, утверждению тарифов. Шесть домов уже завершили процедуры, набрав необходимое количество голосов.

- Мы собираем необходимые голоса собственников от двух до шести дней вместо 30. Была осуществлена интеграция с регистром недвижимости Министерства юстиции. Теперь приложение автоматически проверяет собственников имущества на соответствие, делает голосование еще более удобным и безопасным, - поделился с нами IT-архитектор Центра устойчивого развития столицы, разработчик E-Knot Виталий ПУСТОВОЙТЕНКО.

- Как вы думаете, почему система “Е-Шанырак” так и не заработала?

- Мне кажется, это очень выгодно. Сотрудники “Казцентра ЖКХ” пять лет просиживали штаны, показывали бурную деятельность, получали зарплату и жили в комфортных условиях. Может, на “Е-Шанырак” и были выделены из бюджета деньги и освоены, но мы о них не знаем. Но на содержание “Казцентра ЖКХ” и его офисов цифровизации ежегодно тратятся деньги, они ежегодно запускают систему, то есть осваивают эти средства, - поделился с нами Виталий. - Например, только в этом году “Казцентру ЖКХ” было выделено 4 миллиарда тенге.

- Может, и не нужна система “Е-Шанырак”, раз все получается и без нее?

- Я считаю, что она нужна именно как аналитический центр, а не как платформа для голосования. Почему IT-компании отказываются заходить в “Е-Шанырак” и интегрироваться с ним? Потому что собственники доверяют нам свои данные и мы несем за это ответственность. Но мы не можем доверять государственному ресурсу, который вот уже пять лет не может заработать.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Вам было бы удобно пользоваться цифровой платформой, специально созданной для нужд ЖКХ, если бы…

- можно было там видеть все поступления и расход денежных средств нашего дома;

- можно было не ходить на собрания, а голосовать онлайн;

- была практическая польза: можно вызвать мастера, аварийную службу, оставить жалобу или заявку;

- мне не нужен такой портал.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Хотели бы вы перейти на ваучерную систему оплаты детсадов?

- Да, тогда будет меньше волокиты с устройством в детсад...............................24%

- Да, тогда у тех, кто посещает государственные и частные сады, будет равная помощь от государства..........49%

- Нет, меня все устраивает....16%

- Нет, мне неудобна электронная система оплаты....................11%

Поделиться
Класснуть