1647

Закон есть, денег - нет

В Жамбылской области зоозащитники, ветеринары и общественность снова разошлись во мнении. Да так, что социальное напряжение растет изо дня в день. Причиной раздора стал принятый в этом году закон “Об ответственном обращении с животными”. А если быть точнее, его часть, касающаяся бездомных животных.

Закон есть, денег - нет
Эта собака, которую забрала служба отлова, сгинула.

Улицы Тараза в буквальном смысле заполонили бездомные кошки и собаки. Причем живут они целыми стаями. Приютов на всех не хватает. В регионе функционирует единственный фонд “Актос” и приют при нем, а также небольшой питомник. Оба существуют за счет пожертвований неравнодушных людей. Руководители приюта и питомника Ирина КЕЛЛЕР (на снимке) и Вероника КОРОЛЕВСКАЯ ежедневно спасают десятки животных, но меньше их не становится.

На помощь могли бы прийти стерилизация и кастрация, как это прописано в новом законе. Но у управления ветеринарии акимата Жамбылской области и его подведомственных организаций нет на это средств. Зато деньги есть для службы отлова, у которой почему-то многие животные гибнут, не доезжая до питомника, а некоторые просто пропадают бесследно.

- У нас нет возможности работать так, чтобы не нарушать законы и всем угодить. Даже нет спецмашин для транспортировки животных. Все рабочие инструменты старые, еще советских времен. На обновление инвентаря деньги тоже не выделяются. Раньше производился отстрел собак. Сейчас этого делать нельзя. А заявок меньше не становится. Все они поступают через единую городскую диспетчерскую службу “109”, - пояснил директор городской ветеринарной станции Канатбек КАРТАБАЕВ.

Так как в регионе нет ни одного типового приюта (их только планируют строить), ветслужбе приходится содержать отловленных животных в примитивных. То есть они арендуют помещение на окраине города за 250 тысяч тенге в месяц. Как долго там содержатся животные и что с ними происходит в последующем, конкретно никто не говорит. Почему их не отвозят в частные приюты, где есть все условия для животных - тоже молчок.

Местонахождение арендованного приюта долго скрывалось. Но недавно зоозащитники региона его нашли. Сразу стало понятно, почему его прятали. Он находится на территории откормплощадки, где производится забой скота. Здесь же расположен колбасный цех. По словам активиста Жанны МАМАШЕВОЙ, территория принадлежит крестьянскому хозяйству “Рамазан”, целевое назначение которого - откорм скота.

Жанна МАМАШЕВА со спасенным животным.

- Так как предприниматель не допускал нас на территорию, мы вызвали участкового, и он вместе с оператором зашел внутрь. Как и предполагалось, там не соблюдаются санитарные нормы. Рядом с убойным цехом находятся недиагностированные и даже мертвые животные, - рассказала Мамашева.

Она предлагает депутатам мас­лихата и ответственным работникам акимата при корректировке бюджета или обсуждении его на следующий год включить все расходы, необходимые для реализации новых правил и постановлений, вытекающих из закона. Начиная от транспорта и инвентаря и заканчивая информационной работой.

Следует отметить, что недавно зоозащитники Тараза инициировали сбор подписей против действий областного управления ветеринарии, которые они отправили в администрацию президента. Практически сразу в Тараз приехал главный эксперт комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Талгат ЕРДЕШОВ. Он должен был не просто ознакомиться с положением дел на месте, но и разъяснить основные нормы нового законодательства. И Ердешову пришлось дважды посетить Тараз в связи с тем, что на первую встречу организаторы в лице управления ветеринарии почему-то не пригласили ни людей, подписавших петицию, ни защитников животных.

Приют, арендованный управлением ветеринарии.

Вторая встреча состоялась через несколько дней. И, к сожалению, диалога о самом законе снова не состоялось. Наряду с зоозащитниками на нее были приглашены гражданские активисты, которые прямо на встрече выступили против таких норм закона, как существование животных в естественной среде обитания после стерилизации. Практически все они были за умерщвление животных.

Кто-то предлагал возобновить отстрел, более гуманные выступали за эвтаназию. Свои требования они мотивировали увеличением случаев нападения бездомных животных на людей. Складывалось впечатление, что эти люди были приглашены для отвода внимания от основной темы встречи. Ведь многие из них даже не читали ни закона, ни правил, утвержденных маслихатом, не говоря уже о том, что никто никогда не был в приюте и не спасал животных.

Где участники встречи взяли статистику о нападениях, неизвестно. По информации департамента санитарно-эпидемиологического контроля Жамбылской области, за медицинской помощью с начала года обратились 2127 человек. Среди них не только укусы, но и царапины. Из них 1262 пострадали от домашних животных. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года было 2170 случаев обращения. То есть никакого роста не произошло.

Собаки, вызволенные волонтерами из арендованного приюта.

К единому мнению представители общественности так и не пришли. И пока все спорят между собой, кто-то снова оставит на улице очередную собаку, накаляя и без того напряженную обстановку.

Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото автора, Тараз

Поделиться
Класснуть