2668

Почти родные

Зачем Казахстану профессиональные приёмные семьи?

Почти родные

О том, что в Казахстане нужно создать институт профессиональных приемных семей, заговорили весной. Коалиция НПО совместно с уполномоченным по правам ребенка Аружан САИН разработала законопроект, который должен изменить видение и подходы к устройству детей в чужие семьи. В Акмолинской области стартовал пилотный проект, о предложениях экспертов знают в правительстве. Но закон пока не приняли. Он, это признают разработчики, может вызвать непонимание и сопротивление. Давайте разберемся почему.

Мы попросили рассказать, в чем суть реформы, Айгерим МУСАБАЛИНОВУ, доктора PhD, эксперта по защите прав детей в Казахстане. Она делала сравнительный анализ ситуации в нашей стране и за рубежом и принимала участие в разработке законопроекта.

Что мы имеем

- Помимо усыновления (здесь все остается без изменений) в Казахстане действуют две модели устройства детей в семью: патронатные и приемные семьи. Во многом они дублируют друг друга, отличаются формой, размером зарплаты приемных родителей и датой появления.

- Дети, оставшиеся без попечения родителей, попадают под юрисдикцию одной из трех государственных систем: дома ребенка (в ведомстве системы здравоохранения), медико-социальные учреждения, в которых находятся дети с проблемами со здоровьем (в ведомстве системы труда и социальной защиты), детские дома (в ведомстве системы просвещения). По законодательству патронатная семья могла взять ребенка в любой из этих организаций, приемные семьи - только из детских домов.

Что предлагают

Сейчас приемные семьи выбирают детей. Заходят в базы данных: “Этого хочу, а этого - нет”. Экс­перты считают, что от такой практики нужно отказаться. Представители детей (в данном случае органы опеки) должны сами подбирать наиболее подходящую профессиональную приемную семью, исходя из интересов и сложившейся ситуации в жизни ребенка.

По действующим алгоритмам в приемную семью детей могут забрать только из институционального учреждения, то есть из детского дома, дома малютки и т. д. Это всегда травма. Систему нужно менять так, чтобы ребенок сразу мог попасть от био­логических родителей к приемным.

Каждый ребенок имеет право на самоидентификацию. У 82 процентов детей, оказавшихся под опекой государства, есть живые родители. Большинство из них могут уходить не в приемные семьи, а к родственникам.

Зачастую у приемных родителей нет профессионального подхода, понимания, что ребенок пришел к ним на время, имеет право общаться с биологическими родителями, близкими, и если их жизнь налаживается, то он должен вернуться к родным маме и папе. Как показывает практика, детей принимают в семью по аналогии с усыновлением: они называют приемных родителей своими мамой и папой, в семье не говорят о прошлом ребенка и его родственниках, а также о возможности вернуться к кровным маме и папе или навестить близких.

Сейчас нет сопровождения приемных семей. Дети приходят с разными травмами, у них могут быть проблемы в развитии, поведении. Родителям может быть сложно, они не всегда справляются. Эксперты предлагают при каждом отделе опеки создать центр поддержки семьи с полным штатом специалистов: психологами, юристами, соцработниками. Они должны выбирать для ребенка профессиональную семью, а потом сопровождать его. Для этого достаточно переориентировать освобождающиеся детские учреждения и их штаты.

Приемные родители должны проходить профессиональное и качественное обучение. Сейчас эта норма тоже есть в законодательстве, но эксперты считают, что надо изменить и программу, и подходы к ней.

Какими будут профессиональные семьи

Предлагают несколько видов.

- Экстренные. Случилось что-то непредвиденное: среди ночи ребенка забрали от родителей. Чтобы не везти его в больницу или центр временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, его можно передать в такую семью на очень короткое время.

-Краткосрочные. Здесь дети могут жить до шести месяцев (в том числе в период передышки долгосрочных приемных семей; приемные родители могут нуждаться в лечении, отдыхе, в отношении с ребенком может возникнуть кризис). В это время специалисты ищут их родителей или родственников, работают с ними. Если не получается передать ребенка близким или на усыновление, он оказывается в долгосрочной профессиональной семье. Краткосрочная семья в таком случае может стать долгосрочной, тогда дети никуда не перемещаются.

-Долгосрочные. Здесь все понятно: ребенок может жить с приемными родителями до 18 лет. Но, как говорили, разница с тем, что есть сейчас, в подходах: от ребенка не скрывают, кто он, стараются наладить связь с его близкими, не препятствуют общению с ними.

-Специализированные. Они могут принять детей с инвалидностью, подростков с поведенческими нарушениями, новорожденных. Опять же нужны они для того, чтобы дети не попадали, пусть и на время, в специализированные учреждения, а сразу могли оказаться в семье.

Приемные родители будут получать зарплату. Пока рассматривают действующую систему детских домов семейного типа с оплатой труда, коммунальных расходов и на сезонную одежду.

Сейчас под опекой государства находятся примерно 4200 детей, в среднем в год в детские интернатные учреждения поступают 2000 человек. Получается, нужно 600-800 профессиональных семей. В идеале они должны появиться во всех регионах, но не факт, что это произойдет. Конечно, одна из целей - снизить количество детей, поступающих в интернатные учреждения, не допускать фактов, когда ребенка необоснованно разлучают с биологическими родителями, развивать систему поддержки семьи в трудной жизненной ситуации. Однако эксперты понимают, что на всех профессиональных приемных семей не хватит, поэтому полностью отказаться от практики размещения детей в детские дома в Казахстане невозможно.

Комментарий в тему

Татьяна ФЕДОТОВА, педагог-психолог, заместитель директора учреждения “Ковчег”:

- Обществу с нашей ментальностью сложно принять понятие “профессиональная приемная семья”. Мы это уже проходили, когда внедряли институт патроната. Он подразумевал договорные обязательства между государством и людьми, которые принимали к себе ребенка. Родители занимаются воспитанием детей, за это им платят зарплату, и, если в родной семье ребенка ситуация меняется к лучшему, государство имеет право прекратить договорные отношения и передать его родителям или на усыновление. Патронат должен был стать профессиональным замещением учреждения.

Что происходило на практике? Патронатные родители заменяли семью, жили по принципу “это наш ребенок”. “Разве это плохо? - скажете вы. - Люди со всей душой”. Парадоксально, но эта позиция категорически вредна ребенку. Таким отношением они перекрывают его прошлое, возможность вернуться в кровную семью. В эту сторону патронат не работал - и это в корне неправильно.

Мы прописали алгоритмы профессиональной семьи. Они будут готовы принимать в том числе новорожденных и передавать детей на усыновление. Не попадая в систему, ребенок окажется в теплой домашней атмосфере. У него минимизируется травматический опыт, мы сохраним его ментальное здоровье и развитие (это очень важно в детстве), подыщем для него наилучший вариант семьи. В этом и заключается профессионализм.

70 процентов детей, которые попадали в “Ковчег”, мы вернули в кровные семьи, около 20 процентов - в приемные. Мы не просто их отдали, мы их сопровождаем. Таким должен быть ­подход.

Но, конечно, этот подход вызовет сопротивление. Не все приемные родители готовы идти по этому пути.

- Где гарантия, что профессиональная семья не превратится в вариант патронатной, когда ребенка не захотят делить с его биологическими родителями?

- Подход и отношение к подготовке профессиональных приемных семей нужно менять. Это совершенно другая система отбора, обучения и, самое главное, сопровождения. Не секрет, что в Казахстане очень большой процент возврата детей из приемных семей в детские дома. Точную цифру я назвать не могу, эта статистика не афишируется, но она есть. И чтобы это предотвратить, государство ввело обязательную школу приемных родителей. Здорово. Правда, денег на развитие системы не выделили.

Поверьте, качественная работа по подготовке приемных родителей отнимает много времени и сил, она должна быть системной и неотрывной от сопровождения. В настоящее время возможности существующих школ не покрывают запросы кандидатов в приемные семьи, да и качество подготовки не всегда соответствует профессиональным критериям - отсюда и возвраты.

- Почему эту модель могут не принять? Приемная семья про порыв и душу, а профессиональная - про профессию и деньги?

- Мы понимаем, что в обществе, скорее всего, это так и воспримут. Но мы должны менять восприятие. Формировать институт приемных семей, которые будут выстраивать отношения с кровными родителями и родственниками, и делать все, чтобы дети вернулись в родную семью.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Опрос в тему

Какие требования к профессиональной приемной семье вы считаете самыми важными?

- Педагогическое образование.

- Наличие собственных детей.

- Обучение на специальных курсах.

- Опыт работы с детьми.

- Лишь бы были добрыми и порядочными людьми.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Вам было бы удобно пользоваться цифровой платформой, специально созданной для нужд ЖКХ, если бы…

- можно было там видеть все поступления и расход денежных средств нашего дома..................................52%

- можно было не ходить на собрания, а голосовать онлайн................ 12%

- была практическая польза: можно вызвать мастера, аварийную службу, оставить жалобу или заявку........................28%

- мне не нужен такой портал..................................................8%

Поделиться
Класснуть