1760

Обещанного до упора ждут

Выпускники уральских детдомов остались у разбитого корыта. Удар по ним нанесли изменения в жилищном законодательстве, принятые весной этого года. Акимат Западно-Казахстанской области предлагает варианты решения вопроса, однако сироты уверены, что государство их в очередной раз кинуло.

Обещанного  до упора ждут
Жители “Шанырака”. Слева - Асель АНтаева, справа - Менслу Танташова.

Выпускники детдомов добиваются жилья, положенного им по закону, годами. Кто-то из них ютится на съемных квартирах и у знакомых. Около ста семей живут в так называемом доме юношества “Шанырак”. Это старое здание, приспособленное под своеобразное общежитие. Один обшарпанный душ на три этажа, комнаты размером от 12 до 20 квадратных метров - как кому повезло.

По задумке здесь сироты должны были жить после выпуска из детдома до 23 лет. Планировалось, что за это время они выучатся, получат профессию и жилье, гарантированное им законом, и выйдут из “Шанырака” в новую жизнь. Однако на деле все получилось совсем по-другому.

С работой заладилось не у всех, а уж про жилье и вовсе говорить не приходится. В результате многие шаныраковцы обзавелись семьями, самым бывалым из них уже за сорок, но они продолжают жить в этом общежитии. Просто жить им больше негде.

Гуманные законы нашей страны предусмотрели для каждого сироты, выпускающегося из детдома, получение арендной квартиры. Однако то, что написано в бумагах, на деле часто оказывается фикцией. Так получается и в этом случае. Кроме детей-сирот право на получение арендного жилья имеют больше десятка категорий граждан. Проще говоря, квартиры в каж­дом новом доме, построенном государством, делятся пропорционально квотам. Дети-сироты имеют право на 20 процентов квартир.

Если бы такие дома в Западно-Казахстанской области строились сотнями, то с хвостами по арендному жилью можно было бы рассчитаться в течение нескольких лет. Но их строят в гораздо меньшем количестве - максимум два-три в год. То есть государство просто не успевает строить жилье для всех, кто имеет на него законное право.

В результате сироты вынуждены стоять в очереди десятилетиями.

Куда только бывшие детдомовцы не обращались со своими бедами! Однако до сегодняшнего дня ситуацию кардинально изменить не получилось. Новые поправки к закону о жилищных отношениях и вовсе поставили жирный крест на на­деждах западноказахстанских сирот.

Дело в том, что до этого момента арендное жилье финансировалось из двух источников - респуб­ликанского и местных бюджетов. Например, в Западно-Казах­станской области республика финансировала 160 тысяч тенге за квадратный метр жилья. Себестоимость этого метра составляла порядка 190-193 тысяч. Разницу в стоимости добивал местный бюджет.

С весны этого года республиканское финансирование убрали, переложив все заботы о госстроительстве на местные плечи. Крупные города с большими бюджетами подтянули ремешки и продолжили строить арендное жилье собственными силами. Города с невысоким бюджетом развития, что называется, попали.

- Наш собственный бюджет в этом году составляет 22 миллиарда тенге. 200-квартирный дом выходит около 2 миллиардов, - объясняет заместитель акима Уральска Мирас МУЛКАЙ. - Конечно, если перестать строить дороги, благоустраивать город, перестать платить зарплаты госслужащим и львиную долю средств бросить на строительство жилья, мы сможем ежегодно сдавать несколько домов. Но ведь даже пока мы строили это арендное жилье, темпы строительства не покрывали роста очереди. Это просто какая-то бесконечная гонка получалась. Поэтому мы пока не можем позволить себе такое строительство.

Заместитель акима Уральска Мирас Мулкай.

То есть сама очередь на аренд­ное жилье вроде бы сохраняется. Но по факту получить квартиру по ней в обозримом будущем будет невозможно.

Акимат предлагает свое решение вопроса. Во-первых, четырем категориям очередников - многодетным матерям, матерям-одиночкам, семьям, воспитывающим инвалидов I и II групп, а также сиротам - предлагается субсидирование арендной платы.

- До момента получения квартиры государство может субсидировать половину стоимости аренды жилья, - объясняет Мирас Мулкай. - Ведь саму очередь никто не отменял, соответственно, когда-нибудь получение жилья возможно. Правда, и здесь есть свои тонкости. Например, арендатор должен будет каждые полгода подтверж­дать свои доходы. Как это будут делать, например, инвалиды I и II групп, непонятно.

Однако главный упор руководство области и города делает на специальную госпрограмму.

- Сейчас в Уральске строят десять домов - порядка трех тысяч квартир - по программе “Нурлы жер”, - продолжает спикер. - Это кредитное жилье, строящееся для тех же очередников, но которые при этом имеют счета в Отбасы банке. Мы подготовили финансово-экономическое обоснование на 500 миллионов тенге для кредитования сирот по минимальной ставке. Ведем переговоры о ставке в два процента, которая в два с половиной раза ниже, чем обычная по программе. То есть люди будут приобретать квартиры практически по себестоимости. Единственное условие - официальное место работы, ведь для любого кредитования главное - подтвержденные доходы.

По словам Мираса Мулкая, некоторые выпускники детдомов с их условиями согласны. Но далеко не все.

Обитатели общежития “Шанырак” на встрече с акимом области Гали Искалиевым.

Не секрет, что найти хорошо оплачиваемую работу, да еще и официальную, нелегко.

- Если бы мы могли позволить себе хотя бы снимать жилье, разве ютились бы в “Шаныраке”?! - восклицает жительница общежития Асель АНТАЕВА. - Зарплаты хватает только на еду и кое-как на одежду. У многих нет постоянной работы. И это не потому, что нам она не нужна. Ее просто нет. А если начинаешь требовать официального трудоустройства, просто покажут на дверь и возьмут другого человека. О каких кредитах идет речь?

- Мы не согласны с этим предложением акимата. Но не потому, что идем на принцип или что-то такое, - объясняет еще одна жительница “Шанырака” Менслу ТАНТАШОВА. - Просто эти условия для нас невыполнимы. Каждый из нас был на собеседовании в банке, но из всех, живущих в “Шаныраке”, в программу прошли лишь четверо. Там нужно не только официальное трудоустройство, но и зарплаты не меньше 200 000 тенге и все отчисления с этих зарплат не меньше чем за полгода. Ни у кого из нас таких зарплат нет.

Несмотря на явно отрицательный настрой бывших детдомовцев, руководство области и города не теряет надежды вывести ситуацию на более благоприятный уровень. Сейчас, например, для всех сирот проводится анкетирование. Выясняют интересы, опыт работы, с тем чтобы предложить легальное трудоустройство и, соответственно, возможность встать в очередь на кредитное жилье.

Сами бывшие детдомовцы пишут письмо в Министерство индустрии и инфраструктурного развития с просьбой вернуть рес­публиканское финансирование для строительства арендного жилья, а заодно проверить деятельность местного ЖКХ на предмет манипуляций с очередями и выдачей квартир.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть