1602

Выходим на глобал!

В каком же именно городе скоро будут жить алматинцы?

Выходим на глобал!

На этой неделе появился документ “Алматы - глобальный город для людей. Основные приоритеты плана развития до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года”. Был город для людей, а не для машин, потом - город без окраин и вот теперь мегаполис выходит на глобал! Два в одном. У тех, кто его уже посмотрел, основная претензия такая: много хотелок - мало конкретики.

Не цели - лозунги: “К 2030 году Алматы - комфортный и безопасный город международного уровня с конкурентоспособной экономикой и высоким качеством жизни, притягивающий таланты, технологии и инвестиции со всего мира”. Кто же не хочет жить в таком волшебном месте?! Но как его собираются построить?

“Основная задача пространственного развития Алматы - создание комфортной городской среды и повышение качества жизни во всех районах города”, - говорится в программе. До конца года обещают утвердить новый генеральный план развития мегаполиса с учетом пяти полицентров и сохранением его исторического ядра. Город условно поделят на части (север, запад, юго-запад, исторический центр и восточные ворота) и обе­щают равномерно их развивать. Будем привыкать к тому, что теперь он будет полицентричным, запоминать, в какой части мы живем.

Про развитый общественный транспорт. Планы до 2025 года. Обновление парка на 800 автобусов (400 будут приобретены на казенные деньги, еще столько же - за счет частных перевозчиков). Правда, к тому времени практически столько же автобусов придется списать - срок их эксплуатации истечет. Читаем далее: оптимизация маршрутов, перевод автобусов на газ и электротягу... Про оптимизацию маршрутов говорят несколько лет, работа завершена, но почему-то на практике мы ее пока не видим. Газовые и электроавтобусы - лучше дизельных, но и здесь есть вопросы. Что с газовыми заправками (в программе только обещают их построить)? И при нынешнем-то количестве автобусов коллапс... Насколько оправданна покупка дорогих электробасов - как их будут субсидировать?

О, внедрение новой тарифной политики! Что имеется в виду: введут, наконец, дифференцированный тариф? Пересмотрят подходы к субсидированию?

Более далекие “транспортные” перспективы - 2030 год: четыре транспортно-пересадочных хаба, транзитные парковки и маршруты из агломерации и менее плотных районов города к центру мегаполиса. Хабы “Батыс” (рынок “Барлык”), “Райымбек батыра” (в районе вокзала Алматы-2), “Алматы-3” (новая станция в поселке Боралдай), “Восточные ворота” (Кульджинка). Сама идея далеко не нова - давно должны были в таких точках оставлять машины, но места дислокации отличаются от ранее объявленных. В частности, для здания возле вокзала Алматы-2, которое несколько лет назад выкупил акимат, наконец нашли применение.

Все правильно, все хорошо. Осталось, опять же, написанное воплотить. Но! Забеги на длинные дистанции - не наш подход, регионами рулят спринтеры. Планировать можно все что угодно, - никто не гарантирует, что аким, которого назначат после нынешнего, начатое продолжит. Поэтому кочуют некоторые проекты из одной программы в другую, и не то что конца - уже и начала их воплощения не видно.

В приоритетах развития Алматы есть старая - показательнейшая! - история с легкорельсовым транспортом. Теперь скоростной трамвай обещают построить до 2030 года. И трассировка, пусть слегка измененная, есть - от “Алматы Арена” до “Халык Арена”. Но вот на прошлой неделе аким Ерболат ДОСАЕВ сказал, что сейчас изучают финансовые документы, вскоре примут решение. Определенности тогда еще не было. Теперь она есть? Если да, когда проект стартует? Кто будет его финансировать? До 2030 года построят всю трассу или только часть? Много вопросов? А как еще?! Давайте говорить предметно, иначе ЛРТ рискует побить рекорд метро, которое строили больше 20 лет. Я понимаю, это своего рода декларация, детали - в других документах, но мы ведь их не видим, как и раньше не видели другие - так же, как и трамваев на улице Толе би. И это касается не только транспорта.

Или пример из другой сферы. Будем жить в городе, привлекательном для туристов. Чтобы они к нам понаехали, начнут развивать новый бренд Discover Almaty. Как? “Путем создания привлекательного контента и участия в рейтингах городов, проведения не менее 20 международных деловых мероприятий в год, строительства мультифункционального выставочного центра”. Новый международный терминал аэропорта к 2025 году уже построят - в чем в чем, а в этом я практически не сомневаюсь. Но в остальном... хочется верить! Я почему-то сразу вспомнила про туалеты, которые поставили в разных частях города, но не открыли для нуждающихся.

В общем, планов во всех сферах - в образовании, здравоохранении, ЖКХ, экологии - много. Хороших и разных - это мы умеем. И все же зайдите на сайт центра развития Алматы, посмотрите, оставьте свои предложения - сделать это можно до 1 июля.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть