4681

Клубнички захотелось?

В Байзакском районе Жамбылской области есть крестьянское хозяйство (КХ), занимающееся выращиванием клубники сорта “альбион”. Аграрии обеспечивают работой местное население, платят налоги и вносят свой вклад в продовольственную безопасность региона. Ведь весь урожай реализуется на территории области. Однако хозяйство стало объектом пристального внимания районных прокуроров.

Клубнички захотелось?

Осенью прошлого года предприниматель Бек РАИМБЕКОВ и глава хозяйства “Батшабеков” Кенес БАТШАБЕКОВ заключили договор о совместной деятельности. Тогда же из Турции они завезли первые саженцы и произвели посадку, получили первый экспериментальный урожай. Часть расходов на закуп саженцев просубсидировало областное управление сельского хозяйства. Работой по поиску поставщиков, покупке посадочного материала, посадке, привлечению рабочей силы, организации капельного полива занимался непосредственно Бек Раимбеков, выступивший в качестве инвестора.

Бек РАИМБЕКОВ.

Главе хозяйства Кенесу Батшабекову 74 года, он пенсионер. В разговоре с нами он рассказал, что с 2015 года сдает свои поля в аренду. Странно, что на допросы в районную прокуратуру надзорники вызывают только его. Для этого даже не ленятся ездить из райцентра в село Дихан, где он живет.

- Я трижды был в прокуратуре. В последний раз меня записывали на камеру, давали подписывать какие-то документы. О чем там написано, не знаю. Зрение совсем плохое. В конце они попросили сказать на камеру спасибо за то, что они защищают меня от мошенников. Только от каких мошенников, я так и не понял. Но разве возразишь прокурору? Я не брал никаких денег, ничего не сажал. Просто заключил договор о совместной деятельности. Мы договорились, что после продажи урожая Бек выплатит мне 10 процентов от выручки, - признался аксакал.

В прокуратуре говорят, что крестьянское хозяйство заинтересовало их после того, как якобы во время проверки они не нашли на поле клубнику. Раимбеков же рассказал, что при осенней посадке возникли трудности с поливной водой в каналах, расположенных близ земель КХ “Батшабеков”. Поэтому было решено высадить ягоду на землях, принадлежащих другим хозяйствам. В частности были заключены договоры с КХ “Сейдахметов” и КХ “Кучербаев”. О смене территории посадки Раим­беков письменно уведомил управление сельского хозяйства.

Обращался предприниматель и в районную прокуратуру, чтобы выяснить, что происходит и в связи с чем проводится проверка? Помощник прокурора Байзакс­кого района Нурлан ЕСЕНБЕК сообщил ему, что необходимо проверить фактическую посадку клубники с выездом на место. Для этого прокуроры даже привлекли специалиста Научно-исследовательского института (НИИ) по растениеводству из Алматы. Есенбек также сказал, что необходимо предоставить ему все документы хозяйства по полученным субсидиям. Якобы прокуратура проводит какой-то анализ. Но при этом с документами предпринимателя не ознакомил.

Бизнесмена насторожило, что на руках сотрудника прокуратуры и привлеченного из НИИ специалиста уже были его заявки, поданные в управление сельского хозяйства для получения субсидий.

- Позже я узнал, что сотрудник НИИ привлечен прокуратурой за личные деньги. Об этом рассказал сам специалист. Заявки из сельхозуправления достал какой-то знакомый сотрудника райпрокуратуры без какого-либо запроса и постановления о выемке. Получается, что любой, кто имеет знакомых, может беспрепятственно получать наши персональные данные? - возмущен Раимбеков.

Он говорит, что на тот момент никакого рапорта о назначении анализа не было. Это можно проверить через информационную систему “Қадағалау”. Когда сотрудники прокуратуры увезли Батшабекова в первый раз, Раимбеков сразу поехал за ним и сказал, что может ответить на все интересующие вопросы. Уже после Кенес-ата поведал ему, что его допрашивали и требовали объяснения по поводу полученных субсидий.

Раимбеков лично повез помощника прокурора Есенбека на поля и показал высаженную клубнику. На предложение составить соответствующий акт осмотра сотрудник прокуратуры отказал, заявив при этом, что убедился в действительной посадке. Будучи уверенным в том, что прокуратура теперь уже не сомневается в законной деятельности хозяйства, бизнесмен продолжил заниматься текущими делами.

А потом узнал, что прокуратура района провела аудиторскую проверку. При этом ни Батшабеков, ни Раимбеков о ней даже не подозревали, никаких документов у них никто не истребовал. Заключение аудитора прокуроры никому не показывают.

- Самое интересное, что проверку прокуроры снова оплачивают личными средствами, как и в случае со специалистом из НИИ. Сам Есенбек мне сказал, что на основании данного заключения он вправе возбудить уголовное дело. При этом в ТОО “АудитБухЦентр”, где проводилась эта проверка, рассказали, что Есенбек документы КХ на проверку не предоставлял, ссылаясь на их отсутствие. То есть говорил, что их нет вообще и что КХ никакие саженцы клубники не сажало. Зачем обманывать? Руководитель аудиторской компании сообщила, что выезда на поле не было. Она поверила на слово прокурору, - недоумевает Раимбеков.

После этого он обратился с жалобой в прокуратуру области, предоставив все необходимые документы. Но областные надзорники перевели стрелки на районных. Поэтому предприниматели решили сами инициировать аудиторскую проверку. Ее результаты 19 мая этого года направили в районную прокуратуру, а 20-го числа байзакские прокуроры снова увезли пожилого Кенеса Батшабекова.

Для того чтобы прояснить ситуацию, я лично поехала на встречу с прокурором Байзакского района Жандарбеком СУЛТАНБЕК-УЛЫ. Он меня принял, но официально комментировать ничего не стал. В течение долгого разговора он больше всего переживал, не записываю ли я наш с ним разговор. Чтобы ему было спокойнее, пришлось положить свой смарт­фон прямо перед ним. Прокурор уверял, что вся его деятельность направлена на защиту интересов государства и граждан. И пенсионера он тоже защищает.

Жандарбек СУЛТАНБЕКУЛЫ.

На наш вопрос о причине преследования крестьянского хозяйства конкретного ответа так и не последовало: то это исполнение приказа прокурора области, то личная инициатива... Прощаясь, договорились, что на следующий день он сформулирует свой ответ и пришлет официальный комментарий. Я поверила. Это же слово прокурора. Но прошло уже несколько дней, а ответа так и нет.

Лишь официальный представитель прокуратуры Жамбылской области Сержан АБДИКУЛОВ, к которому мы были вынуждены обратиться, написал, что в настоящее время проводится проверка, о ее результатах будет сообщено дополнительно. Само же заявление Раимбекова спустили для рассмотрения... в прокуратуру Байзакского района.

Больше пяти месяцев проводится непонятная проверка. Предприниматели устали, запуганы, страдает их деловая репутация, они даже не могут получить положенные им субсидии на удобрения. В том же управлении сельского хозяйства говорят, что прокуратура хочет возбудить на них уголовное дело. Откуда у них такая информация? Даже поставщики удобрений опасаются работать с хозяйством из-за этого.

На вопрос, имеются ли у сельхозуправления какие-либо претензии к крестьянскому хозяйству или их деятельности, а также на основании чего была предоставлена информация третьим лицам, мне почему-то прислали инструкцию об ответственности сельхозтоваропроизводителей за предоставление данных.

Странно получается: глава государства говорит, чтобы сократились необоснованные проверки, а прокуроры делают обратное. На недавней встрече с представителями бизнеса президент обратил внимание на то, что “следственные органы настойчиво втягивают бизнес в орбиту уголовного преследования”. Поэтому именно Генеральной прокуратуре он поручил обеспечить строжайший контроль за недопущением фактов незаконного проведения контрольно-надзорных и особенно следственных действий в отношении субъектов предпринимательства. Но, похоже, жамбылские прокуроры либо не следят за новостями в стране, либо просто не выполняют поручения вышестоящих органов.

Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз

Поделиться
Класснуть