4833

А молодым везде будет дорога?

Чем внедряемый прикладной бакалавриат будет отличаться от обычного колледжа? Не приведет ли новшество к всплеску безработицы?

А молодым везде будет дорога?

Одна из заметных новостей последних дней - внедрение прикладного бакалавриата в вузах. С подачи Минобразования и науки специалистов-практиков с высшим образованием будут готовить всего за два-два с половиной года (сейчас бакалавры учатся как минимум четыре). Захочет студент получать образование дальше - пожалуйста, нет - пойдет работать. В чем смысл идеи, мы спросили экспертов.

Рахман АЛШАНОВ, президент ассоциации вузов Казахстана, ректор университета “Туран”:

- Мы неоднократно говорили, что подобный подход нужно внед­рять. Есть студенты, которые уже в процессе обучения хотят (и могут!) работать по своему профилю, но без диплома их не имеют права официально трудоустроить. Если же появится прикладной бакалавриат, проблема отпадет.

Практически в любой сфере можно найти специальности, для базовой подготовки которых достаточно двух-двух с половиной лет обучения. Конечно, есть исключения, но их немного. Сейчас специалисты Минтруда, НПП “Атамекен” должны провести анализ, определиться с классификацией специальностей и сказать: в этом случае достаточно прикладного бакалавриата, а вот здесь нужно учиться как минимум четыре года. Чтобы не получилось так: через два с половиной года выпускники придут на производство, а там: “Ты кто такой? У тебя неоконченное образование!”. В дипломе должны быть указаны и специальность, и квалификация.

- О каких специальностях может идти речь? Где можно пожертвовать двумя годами обу­чения и при этом не потерять в качестве?

- Бухгалтер: студенту хватает двух лет, чтобы получить базовые знания, в оставшиеся два года он их совершенствует, переходит от основ к более продвинутому уровню. При желании может работать, а учебу продолжать заочно (это нужно оформить законодательно). Или: ты поступаешь на факультет туризма, но сначала получаешь квалификацию “гид-экскурсовод”, “переводчик”, устраиваешься в турфирму. Набираешься опыта, есть возможность - ­продолжаешь учиться. Есть ребята, которые приходят в вузы после колледжа, они многие вещи уже знают. Мы отправляем своих студентов-третьекурсников, особенно айтишников, на практику, и лучших из них сразу приглашают в штат. Ждут, пока ребята окончат вуз, хотя знания, необходимые для работы, у них уже есть.

- Тогда чем прикладной бакалавриат будет отличаться от обучения в колледже?

- В колледжах внедряли эту прак­тику, но в том числе из-за качества подготовки не все получилось. Прикладной бакалавриат - ступень выше колледжа, но ниже полного вузовского образования. Скажем, инженер горнодобывающей отрасли. В колледже могут давать базу для специальности - техник, прикладной бакалавриат подготовит будущего бригадира, а полный бакалавриат - инженера.

Айдос МУХАТАЕВ, эксперт в области обеспечения качества образования:

- Людей запутали заголовки новостей, в которых мелькало непривычное сочетание “прикладной бакалавриат”. На самом деле это пос­лесреднее образование - ступень между колледжем и вузом. Есть стандарты ТиПО (техническое и профессиональное образование), которые дают в колледже. Это первый и второй уровни квалификации - подготовка рабочих специальностей и специалистов средней квалификации. Потом следует послесреднее образование, или прикладной бакалавриат (кому как больше нравится). Он дает более углубленные, в первую очередь практические знания и готовит профессионала классом выше. Если к этим знаниям добавить фундаментальные, мы получим полноценный бакалавриат. Такая система обучения называется накопительной.

- Она существовала и раньше?

- Прикладной бакалавриат в режиме эксперимента внедрили в Казахстане в 2018 году. В нашей стране есть учебные заведения, в которых уже существует прик­ладной бакалавриат, - это высшие колледжи. Они есть в разных регионах - политехнические, IT, медицинские. В последних готовят не врачей, а лаборантов, дантистов, фельдшеров. Сейчас эту практику - она должна применяться шире - распространяют и на вузы (не на все и не везде - там, где это целесообразно). В этом и заключается новшество. Такая система выгодна, допустим, будущим айтишникам. Для работы им достаточно инструментальных навыков, знания программирования. Они могут не учить философию или социологию, которая есть в стандартах высшего образования. И это будут специалисты среднего уровня, смогут претендовать на более значимые места на рынке труда и выполнять функции другого порядка.

К слову, в Европе до сих пор нет единого мнения, куда относить прикладной бакалавриат - в профессионально-техническое или высшее образование. Каждая страна решает это самостоятельно. Но там выпускник сразу знает, что пойдет учиться именно на прик­ладной бакалавриат - таким должен быть подход и в Казах­стане. У нас есть госстандарты послесреднего образования и типовые учебные программы, которые рассчитаны на 180 кредитов - три года обучения. Поступить на прикладной бакалавриат можно только после 11-го класса или колледжа (в таком случае программа будет короче). В обычный колледж - пос­ле 9-го.

- Чем должно отличаться пос­тупление на прикладной и обы­ч­ный, полный бакалавриат: отдельные гранты, ниже проходной балл?..

- Должны быть другие гранты и требования к поступающим. Но учиться студенты будут на базе вузов или в высших колледжах при этих учебных заведениях, которые получат соответствующие лицензии. Если обычные колледжи не задумаются о повышении качества образования, может произойти отток студентов в прикладной бакалавриат - он более привлекателен. Может, так и должно быть - ТиПО готовит рабочие квалификации после 9-го класса, высшие колледжи и вузы - все остальные. Что касается качества образования, оно зависит от уровня преподавания и организации процессов - срок обучения здесь играет далеко не главную роль.

Рахман Алшанов подчеркивает, что вузы не должны присваивать квалификацию самостоятельно, как происходит сейчас, - это задача независимых центров:

- Готовится закон “О квалификационных требованиях”. В нем нужно предусмотреть эти процедуры: студенту выдают диплом, он приходит в такой центр, сдает экзамен и в зависимости от уровня своих знаний получает одну из квалификаций. Это правильный подход. С точки зрения экономики, вузам не очень выгодно внедрение прикладного бакалавриата: из-за сокращения сроков обучения они теряют деньги. Но ничего, перестроятся. Будут развивать новые направления.

- Внедрение прикладного бакалавриата не перенасытит рынок труда?

- Нет, молодые люди будут более объективно оценивать свои возможности, знать, на какие позиции на предприятии они могут претендовать. Допустим, в Германии не все стремятся получить высшее образование. Часть студентов сразу выбирают прикладной бакалавриат. Это соответствует их интересам и амбициям. У нас же массовое высшее образование, а рынок за ним не успевает. Все хотят стать руководителями, сразу после вуза получить хоть какую-то должность. А где люди рабочих, прикладных специальностей? Их не хватает. Представление вчерашних школьников о будущей работе должно быть более реальным и конструктивным.

От автора

Звучит все это довольно оптимистично, но не вполне вяжется с заявлениями руководителей МОН и Минтрудсоцзащиты, которые обсуждали эту тему на прошлой неделе.

Асхат АЙМАГАМБЕТОВ привел статистику: в вузах Казахстана учатся более миллиона человек, каждый год 300 тысяч выпускников - молодых специалистов - выходят на рынок труда. Добавьте к ним тех, кто окончил колледж или вообще не пошел учиться, - а им ведь тоже нужно на что-то жить. При этом госгрантов становится все больше, чтобы привлечь молодежь: свыше 73 тысяч в вузы и 31 тысячи - в колледжи.

Поэтому, думается, совершенно оправданно Тамара ДУЙСЕНОВА отметила, что основными вызовами рынка труда до 2030 года станут существенный прирост молодежи (с учетом естественного роста населения страны - увеличения рождаемости), претендующей на рабочие места, недостаточная генерация новых мест, где она могла бы трудиться (основной работодатель сейчас - государство и квазигосударственный сектор). А стремительное распространение технологий и инноваций? Это тоже существенно меняет рынок профессий.

Не вырастет ли при таких раскладах безработица, в особенности среди молодежи? Ведь совершенно не исключено, что прикладной бакалавриат может понравиться большинству студентов, и уже в обозримо скором будущем приток молодых специалистов на рынок труда увеличится вдвое. Тогда, может, действительно стоит всерьез озаботиться вопросом пенсионного возраста казахстанцев - как женщин, так и мужчин - в сторону его снижения? Кто еще, если не ветераны, дадут дорогу молодым? Понятно, что вопрос очень непростой и требует отдельного разговора.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

А тем временем


Борьба с браком

Более чем в 10 раз сократили квалификации для заочного обучения в колледжах Казахстана.
“Министерство образования и науки существенно сократило список квалификаций для заочного обучения в колледжах страны. Теперь студенты могут обучаться по 53 квалификациям. Для сравнения: более двух лет назад заочно можно было получить образование по 595 квалификациям. Но поскольку такая форма обучения не дает студентам качественных навыков, министерством проведена поэтапная работа по их сокращению”, - говорится в сообщении МОН.
- Причиной такого решения стало недостаточное качество знаний и навыков, которые получают выпускники, обучившиеся заочно. Из списка квалификаций для заочного обучения исключены невостребованные, в том числе и те, которые были объединены с учетом идентичности подготовки. И мы продолжим эту работу, - отметила директор департамента технического и профессионального образования Минобрнауки Насымжан ОСПАНОВА.
КазТАГ

Поделиться
Класснуть