4281

Битва за тротуар

Устаканилась теплая вес­на, и две непримиримые городские группировки - пешеходы и самокатчики - снова на тропе войны. Гнев первых понятен: дисциплинированных пользователей шустрых девайсов по пальцам можно пересчитать. 

Битва за тротуар

“Подвиги” остальных похожи: слишком быстрая езда по тротуарам, пренебрежение правилами дорожного движения, разбросанный по прогулочной и проезжей части прокатный транспорт. И практически полная, за исключением вопиющих случаев, безнаказанность. Изгнать микроэлектротранспорт с улиц нельзя: он экологичен, прак­тичен и весьма уместен особенно в бешеном ритме мегаполиса. А вот заставить любителей мобильности двигаться в русле закона необходимо.

Нужно иметь мозги

- Недисциплинированные пользователи электросамокатов опас­ны, - считает журналист Алишер АХМЕТОВ.

С 2020-го он пользуется прокатными самокатами по девять месяцев в году. Нынче приобрел собственное устройство и планирует передвигаться на нем и зимой.

- Многие постоянно нарушают правила дорожного движения, нередко самокатчики едут по встречке. По поводу разбросанных прокатных самокатов - наладил взаимодействие с компаниями: скидываю им фотографии с локацией, убирают оперативно в течение часа, - делится Алишер.

Кстати, как нам сообщили в компании, занимающейся прокатом электросамокатов, четкие правила прописаны на ее официальном сайте в договоре аренды. Места, где можно оставить арендный самокат, отмечены цветом в приложении или буквой “Р” на местности. Стоять самокат должен на подножке и не мешать проезду, проходу и работе коммунальных и иных служб. За брошенный где попало самокат предусмотрен штраф в зависимости от сервисной компании от 5 до 45 тысяч тенге.

- На электросамокате тебя сложно заметить, рекомендую носить яркую одежду. Всех пропускать, ехать медленно при необходимости, - советует Алишер, установивший на своем девайсе ограничение по скорости в 40 километров в час. - Большую проблему составляют таксисты и водители, которые подрезают и паркуют свои авто на велодорожках. Один раз я пытался объехать припаркованные на велодорожке автомобили и получил удар дверью. Еще один раз меня подрезал автомобиль, резко повернувший во двор. Я вовремя затормозил, но ударил машину. Оба раза водители извинились. Большая проб­лема - мопедисты. Это довольно массивный и скоростной транспорт, который мешает остальным участникам движения. Уже не говоря о том, что они занимают тротуары, постоянно паркуются на велодорожке для ремонта и нарушают большое количество ПДД.

Алматинец Тимур ХАМЗИН использует самокат для поездок на работу десять месяцев в году. Личный автомобиль продал за ненадобностью.

- Необходимо ввести возрастные ограничения на использование такого вида транспорта, как электросамокат, выдавать разрешение с 22 лет, - категоричен Тимур. - А вот что касается скорости - нужны исследования, какое ограничение станет оптимальным. Стаж вождения автомобиля у меня более 15 лет - я стараюсь прогнозировать действия участников дорожного движения. Часто смотрю назад, так как есть более мощные электросамокаты или скутеры доставки. В темное время кроме стандартной защиты использую светоотражающий жилет. Рядом с людьми еду на минимальной скорости или вовсе иду пешком, если поблизости дети.

Что касается инфраструктуры для пользователей микромобильного транспорта, то ребята ответили, что она развивается. Но не везде одинаково. Есть неплохие велодорожки в центре, есть те, что нуждаются в ремонте. А вот в нижней части города путешествие все еще остается довольно экстремальным.

Столкновение неизбежно

Только с начала этого года в службу скорой медпомощи Алматы на номер “103” поступило 41 обращение (25 взрослых, 16 детей) от пострадавших в результате падения с самоката и десять обращений по поводу травм, полученных в результате наезда электросамоката на пешехода (шесть взрослых, четверо детей), а также зарегистрировано семь случаев ДТП с участием самокатов и автотранспорта.

- За три месяца этого года в городе зарегистрировано 66 ДТП с участием микромобильного транспорта, 76 человек получили различные травмы, - рассказывает начальник полицейской службы Алматы Манап САТТАРОВ. - К сожалению, сегодня, для того чтобы в случае необходимости привлечь водителей электротранспорта к ответу, у нас есть только статья 615 Кодекса об административных правонарушениях. Но она больше для пешеходов. Там за нарушение правил штраф 2 МРП, а если причинен вред здоровью - 10 МРП. Но выписать штраф удастся, только если виновник не скрылся с места происшествия. Необходимо ограничить использование электротранспорта по возрасту, решить вопрос с регистрацией, присвоить номера. Сейчас этот вопрос рассматривается уже на уровне министерства.

Заместитель начальника управления дорожной безопас­ности МВД Арман АЙТЫБЕКОВ, выступая на брифинге на прошлой неделе, заявил, что в Казахстане необходимо разработать и закрепить законодательно единые меры эксплуатации самокатов.

- Минторговли сейчас прорабатывает вопрос разработки соответствующих национальных стандартов. Как получим стандарты, будем разрабатывать единые типовые правила к ним, - отмечает он.

Впрочем, выкрики “Доколе!” звучат буквально каждую весну. Но при этом мало что меняется, а принятые меры остаются неэффективными. Взять, к примеру, выстраданные правила о том, где позволено ездить средствам индивидуальной мобильности, а куда им дорога закрыта. Так, двигаться на сигвее или моноколесе можно по тротуарам и велодорожкам (вот только есть они не везде и часто прерываются). А для электросамокатов, которые у нас приравнены к мопедам, допускается движение кроме того и по краю проезжей части. Это очень опасно, ведь на самокат нередко встают подростки и дети. Не оговорены и ограничения по скорости движения. Нет у микромобильных девайсов и официального статуса, регистрационного номера. Словом, нет ответственности.

В поисках баланса

- Электросамокаты слишком доступны. Просто купить, просто по­ехать. А учить правила дорожного движения не­обязательно. Кроме того, у самоката есть руль, создающий ложную иллюзию безопасности. И это происходит на довольно внушительной скорости. Но человек понимает риск лишь при падении, - сравнивает разные виды микроэлектротранс­порта организатор школы езды на моноколесе в Алматы Сергей ЛЮБИМОВ. - С моноколесом все сложнее: стоит оно от 200 тысяч тенге, его непросто освоить в одиночку, и, даже научившись ездить, человек долго осторожничает.

Средняя скорость движения на моноколесе около 25 километров в час, хотя разогнаться некоторые устройства могут и до 60. Но так гонять в Алматы решаются единицы.

Случаев, чтобы человек на моноколесе сбил пешехода, рассказывают в моношколе, не было. Если и случаются падения, то от невнимательности. А вот пешеходы нападали - одну из моноколес­ниц столкнул с колеса прохожий на терренкуре.

- Сегодня даже мне страшно ходить по тротуарам. Я еду на колесе, снижаю скорость, увидев пешехода, и тут мимо нас вразрез пролетает самокатчик. Я уверен: необходимо регистрировать пользователей электротранс­порта, присваивать им права, серьезно обучать правилам и, что немаловажно, осторожности, - говорит Сергей Любимов. - Большая проблема в том, что мы бесшумны и незаметны для автомобилистов. Поэтому, даже если ты едешь по правилам и по своей полосе, остановись, убедись, что человек в авто тебя заметил. Как водитель со стажем, я и сам стал внимательнее проезжать мимо велодорожек. Совместному комфортному и безопасному сосуществованию на дорогах нам нужно долго и ответственно учиться.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть