А город плывёт...
Недавно в Атырау снова произошло подтопление. И вовсе не из-за обильных осадков. Просто здесь нет дренажа. Ветеран гидрогеологии Едиге САБУРОВ уверен: акимам нужно шире смотреть на проблему и срочно принимать решения.
- Я более 20 лет детально занимаюсь грунтовыми водами и вижу, в чем проблема вечного подтопления, - говорит он. - Вот в начале марта в регионе был ураган, лил дождь. Люди стали жаловаться на то, что дворы их домов в воде. Однако Казгидромет на сайте сообщает: в те дни суточные осадки составляли всего шесть миллиметров. Это шесть литров воды - чуть ли не ведро на один квадратный метр поверхности земли. То есть не очень много, но Атырау поплыл.
Аварийные службы работали тогда в усиленном режиме. По словам 73-летнего ветерана, сильные ливни в Атырауской области случаются раз в 15-20 лет.
- Вы время от времени предлагаете в местных СМИ пути решения проблемы. И почему же к вам не прислушиваются?
- Я часто общался с несколькими акимами области и города, начиная с Газиза АЛДАМЖАРОВА, который в 1990-х руководил Атырау, и примерно вижу, в чем проблема. Когда акимов назначают и они едут в область или город, им ставят одну задачу: сделать так, чтобы все было хорошо, - считает Едиге Сабурович. - Но они научились не столько решать проблемы, сколько их замазывать. Отсутствует взаимосвязь между госорганами и населением, его нуждами, чаяниями.
- Теперь по поводу дренажа, - продолжает Сабуров. - Почему Атырау затапливает? Асфальтирование улиц или, иначе говоря, экранирование поверхности земли асфальтом, домами уменьшает зону поглощения атмосферой поверхностных вод. В Атырау осадки не уходят в почву, а оседают на асфальте, крышах и стекаются. Город имеет рельеф: есть возвышенность, есть понижение, где обычно накапливается вода. В 2014-2016 годах я присутствовал на одном мероприятии, где специалисты ЖКХ говорили, что в Атырау есть более 10 низменных участков, где происходит накопление поверхностных вод. Это и есть затопление. Миллионы кубометров воды стекается в те самые низины. Акимат просто локально откачивает ее, но это не решает проблемы.
По мнению гидрогеолога, на территории города и в его окрестностях слабопроницаемая почва. Он говорит, что, как только территория с близко расположенными грунтовыми водами застраивается, их уровень начинает подниматься.
- Когда вы экранируете поверхность, часть воды не испаряется от асфальта и из-под зданий. Поэтому поднимается уровень грунтовых вод. Затопление из-за небольшого количества осадков неизбежно для атырауских условий, где город застроен на слабо проницаемых грунтах.
- Тогда надо строить арыки? Почему же это не делают наши дорожники?
- Арыки из среднестатистических расчетов сделаны правильно и, в принципе, выполняют свою роль, но вода из них никуда не вытекает, а просто накапливается. Потом потихоньку просачивается в почву.
Сабуров уверен, что эти проблемы на самом деле вполне решаемы. Но повторяет: акимы сейчас такие, которые дают отчеты наверх, мол, у нас все хорошо! По его словам, во многих городах и странах законодательством предписан сбор воды. И в Атырау такое постановление в свое время было принято облакиматом.
- И оно еще никем не отменено. Каждое предприятие, которое строит дома, должно предусмотреть инженерное сооружение по сбору осадков. Но нет в Атырау такого. И акимат не беспокоится, хотя я много раз уже об этом говорил, - продолжает Едыге Сабуров. - Понимаете, одному акиму везет - сухой период, другой попадает в лужи, начинает что-то предпринимать, потом все высыхает, и он забывает либо уверен, что в ближайший десяток лет никакого затопления не произойдет. Уж и голландских специалистов приглашали, у которых есть опыт по сбору дождевой воды: они ее фильтруют и потом для других нужд используют. Предложили такой вариант атыраучанам, но ничего далее слов не пошло.
Однако, как считает ветеран-гидрогеолог, выход из сложившейся ситуации есть:
- Я бы предложил канализацию сточных вод совместить с дренированием поверхности. В городе давно пора сделать модернизацию канализации. Недавно в акимате хвалились, что территория города увеличилась втрое. Я спрашиваю: а как будете решать вопрос с водой? Есть нормы, правила застройки территории со слабопроницаемыми грунтами, которые никто не отменял. Нет ответа. Я и у проектировщиков и дорожников интересовался, почему строят дороги в Атырау при близком расположении грунтовых вод без дренажа. На что мне ответили: мол, когда людям не хватает дорог, мы не можем себе позволить тратить деньги и время на обустройство дренажа. У меня такое ощущение, что дорогу делают так, чтобы потом латать. Строят без СНиПов, а потом идут ремонтники. Вечный оборот наших денег.
Уж если делать дренаж, то основательно, что и пытались осуществить в начале нулевых. Тогда пригласил массу гидрогеологов со всего Казахстана, прибыли и московские проектировщики. Предложили проект на миллиарды долларов. Но когда проанализировали ситуацию, оказалось, что совсем не в ту степь поехали ребята. Они просто скопировали проект с другого города, где природные условия совсем иные.
Вообще, по мнению специалиста, нужно широкое обсуждение этой темы с вовлечением гражданского общества. И привлекать дорожников, как это делают в КНР, - гарантийный срок должен быть как минимум 15 лет, и если появляются ямы, ремонт дорожники обязаны делать за свой счет. Только тогда подрядчик сто раз внимательно изучит проект, прежде чем запустить его в дело.
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау