Всё темно и непонятно
Больше тысячи дачников Уральска оказались заложниками моратория на выделение государством земель сельскохозяйственного назначения. Садовые участки, не оформленные в собственность во время тотальной легализации, невозможно ни продать, ни подарить, ни передать по наследству.
Еще хуже обстоят дела с предоставлением новых участков для ведения садоводства. Все, что касается земельных вопросов, запутанно и малопонятно. Юристы считают, что речь идет либо о непрофессионализме земельщиков, либо о нежелании заниматься вопросами и проблемами простых людей.
Судя по цифрам, предоставленным уральским обществом садоводов, дачником является каждый пятый, а если убрать детей, то и вовсе каждый третий житель города. Множество рек и других водоемов позволило создать здесь десятки дачных сообществ. Садоводство в Уральске можно смело считать чем-то вроде местной субкультуры. Однако вместе с удовольствием копаться на грядках дачные товарищества приносят и хлопоты.
Например, больше тысячи дач сейчас находятся в подвешенном состоянии из-за невозможности оформить их в собственность. Не все владельцы участков сделали это во время массовой легализации недвижимого имущества. Многие - в основном это пожилые люди - просто не задумывались об этом: десятки лет они обрабатывали свои участки без всякой легализации. Сейчас эти дачи оформить в собственность невозможно, потому что их львиная доля относится к землям сельхозназначения. А на выдачу земель сельхозназначения уже пять лет действует мораторий.
- Бабульки, дедульки всю жизнь работали на своих участках. У всех стоят там дома, где-то получше, где-то похуже, и фактически это их частная собственность, - говорит председатель уральского городского общества садоводов-огородников Андрей ЗАОЗЕРОВ. - Но юридически, получается, ни эта земля, ни домики им не принадлежат. Они не могут их продать, не могут оформить дарственную. Наследники не могут получить эти участки в наследство.
Со своими проблемами дачники неоднократно обращались в городской акимат, но там только разводят руками: мораторий продлен, никаких исключений быть не может. Однако в городском обществе садоводов уверены, что чиновникам не хочется заниматься этими проблемами. Ведь юристы, отстаивающие интересы простых людей, предлагают сразу несколько вариантов решения.
- Решением вопроса может быть внесение поправок в Земельный кодекс или создание упрощенного режима оформления дачных участков в собственность, так называемая дачная амнистия, - считает юрист палаты юридических консультантов Расул ИСИН.
- Если говорить о поправках, то можно предусмотреть перевод садовых участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Например, в категорию земель запаса. И уже из этой категории их спокойно выделять дачникам.
К слову, судя по всему, в акимате порой пользуются этой возможностью. Участники садоводческого сообщества утверждают, что иногда в дачных поселках появляются новые владельцы, у которых на руках документы на право собственности на дачные участки, датированные 2020 и 2021 годами. Каким образом получены эти документы, учитывая, что подавляющему большинству в них отказывают, загадка.
Андрей Заозеров и Расул Исин полагают, что само присутствие в черте города сельскохозяйственных земель можно назвать недоразумением. Сельскохозяйственные земли должны использоваться по назначению. А какие сельхозработы могут быть в черте города?
- Мы ставили вопрос об этом перед земельщиками. Но в акимате нам ответили, что не могут его рассмотреть, потому что в существующем генплане Уральска - внимание! - нет четких границ города. Как это возможно?! - недоумевает Расул Исин.
Андрей Заозеров отмечает также, что решение проблемы с дачными участками, кроме всего прочего, принесет непосредственную выгоду для местного бюджета.
- После регистрации государство получает ответственного субъекта, который несет бремя содержания имущества, увеличивается количество объектов налогообложения, - говорит председатель. - Кроме этого растет объем оказываемых услуг и работ, связанных со строительством, и так далее. В общем, сплошные плюсы!
Однако все эти выгоды чиновников, судя по всему, не прельщают.
Еще одним важным моментом юрист Расул Исин считает обнародование карты земель запаса.
- Судя по ответу из городского акимата, в пределах города около трех тысяч гектаров, которые относятся к землям запаса. Фактически это означает, что им могут придать любое целевое назначение. Не исключено, что и какие-то дачные участки относятся к этим землям, потому что кто-то все же каким-то образом получает эти земельные наделы в собственность. Однако как мы ни бились, нам эту карту так и не показали. Городской акимат отправляет в земельный отдел, земельный отдел - в гипрозем, оттуда - обратно в земельный отдел, и так футболят по кругу. Явно чиновникам не нужно, чтобы карта земель запаса была в свободном доступе.
Если у людей возникают проблемы с оформлением уже фактически своих участков, то получить новый дачный участок становится совсем невозможно.
Житель Уральска Амиржан ФАСХИН пытается получить участок земли для садоводства с июля прошлого года. И самое интересное даже не в том, что участок ему не выдают, а в том, что и не отказывают в получении.
“Многоуважаемый Амангельды Каримович! - так начинается письмо Фасхина к и. о. акима Теректинского района Тугузбаеву. - Уже продолжительное время я мечтаю во сне и наяву получить как гражданин Республики Казахстан от нашего горячо любимого государства земельный участок с целью заниматься садоводством”. Далее мужчина перечисляет несколько дат, в которые должны были рассмотреть его заявление. Однако, по словам Фасхина, комиссия так ни разу и не собралась.
“Я понимаю, что, может быть, ваши подчиненные не специально затягивают сроки, может, виной всему нехватка витаминов в осенне-зимний период или обсессивно-компульсивное расстройство в наше непростое время, но это не повод срывать сроки или откровенно игнорировать законные требования”, - резюмировал потенциальный садовод свое послание.
Однако художественный стиль изложения не тронул чиновника. На свое пятое заявление Фасхин ответа тоже не дождался.
После обращения в областной департамент по делам госслужбы и. о. акима Теректинского района было дано предписание рассмотреть ситуацию и выдать соискателю какое-то обоснованное заключение. Однако воз, как говорится, и ныне там.
- Вообще, в вопросах земельных отношений в нашей стране темный лес. В законе множество лазеек и моментов, которые можно трактовать так, как удобно в каждом конкретном случае, - загибает пальцы Расул Исин. - Например, тот же вопрос перевода земель из одной категории в другую или изменение целевого назначения. Ведь самой процедуры просто не существует. В Турции, например, для того чтобы перевести участок из земель сельхозназначения в земли, предназначенные для строительства, правительство имеет право отчуждения от 10 до 30 процентов площади участка в собственность государства с целью строительства инфраструктуры (дороги, скверы, сады, школы, больницы и т. д.). У нас же соискателю просто меняют документы. Как решают, можно ли менять целевку, чем руководствуются и задумываются ли об этом вообще - непонятно. Потому что в законе эта процедура толком не прописана.
Уральские дачники прописали все свои чаяния в письме к президенту. Люди надеются, что первый человек в стране сможет повлиять на ситуацию и заставить чиновников на местах начать выполнять свои обязанности и решать их проблемы.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск