6468

Ни скота, ни совести!

Деньги на поддержку фермеров утекли в руки скользких личностей

Ни скота, ни совести!

Выделенные из бюджета средства порой идут не туда, куда нужно, и превращаются не в поддержку, а в бремя. Мечты нескольких казахстанских фермеров, решивших заняться разведением племенного скота, были разбиты о нашу реальность. Люди заложили недвижимость ради получения льготных кредитов по госпрограмме “Сыбаға” на приобретение буренок, а в итоге остались без коров и в долгах. И все потому, что им не повезло повстречаться с предприимчивыми гражданами, которые слыли хорошими поставщиками КРС, однако на деле оказались совсем не такими.

В 2019 году Фонд поддержки сельского хозяйства выдал руководителю фермерского хозяйства “Оңқұт” Агибаю САБЕРЛИНОВУ кредит в размере 40 млн тенге. В качестве залога сельчанин оформил свое единственное жилье. Фермер намеревался приобрести несколько десятков голов крупного рогатого скота для дальнейшего разведения, но не имел точного плана действий по выбору продавца. Во время оформления займа добрый менеджер фонда рассказал Саберлинову про некую бизнес-леди Аксанат ОСПАНОВУ, которая может помочь с закупкой коров. Сельчанин последовал этому совету и, как потом выяснится, связался с предпринимательницей на свою беду, потому что все заемные деньги он перечислил Оспановой и названному ею поставщику Максату СКАКБАЮ. Однако вместо условленных 76 голов получил лишь 28, больше половины которых к тому же оказались без документов и, следовательно, не могли быть поставлены на учет в кредитной организации.

В действительности Аксанат никогда не была докой в сельскохозяйственной сфере. Обычная посредница между покупателями и продавцами. Вот как в суде описывал ее таланты ее же компаньон: “…Я по образованию зоотехник. Когда познакомился с Оспановой, она говорила, что нужно заняться животноводством и ей требуется зоотехник. Далее она через сайт объявлений OLX нашла Максата Скакбая, который занимался поставкой скота. После этого стали предлагать фермерам приобрести скот…”

Видимо, предпринимательница действительно умела производить благоприятное впечатление на людей, раз ее рекомендовали даже менеджеры фонда, где выдавались соответствующие кредиты, а также сотрудники палаты “Атамекен” из Нуринского района Карагандинской области, которые делились контактами бизнес­вумен с гражданами. Например, так ее телефонный номер оказался в распоряжении еще одного предпринимателя Аяна ТУНГАТАРОВА.

Он созвонился, а позже и встретился с Оспановой в карагандинском кафе, где она пообещала потенциальному покупателю исполнить любой каприз. Договорились на поставку 50 голов КРС герефордской и симментальской пород. В мае 2019 года в офисе у предпринимательницы заключили официальный контракт - она собственноручно проставила печати и подписи. Покупатель тут же отдал ей кеш в размере 15 млн тенге и такую же сумму пообещал доплатить после доставки рогатых.

Но коровки к нему так и не приехали. И деньги возвращать тоже никто не собирался. Гражданка Оспанова сослалась на нерадивого поставщика Скакбая, который будто бы взял у нее бабки и пропал. Тунгатаров подал иск в суд с требованием о взыскании оплаченной суммы. На процессе в качестве третьего лица присутствовала и бизнес-леди, показавшая квитанцию к приходному кассовому ордеру, якобы свидетельствующую о том, что Скакбай принял деньги Тунгатарова. Самого же найденного по объявлению поставщика послушать не удалось, поскольку в суд он не явился.

Тем не менее Фемида полностью удовлетворила требования истца. Только, несмотря на наличие вступившего в законную силу решения, опрометчиво внесенная предоплата по сей день не вернулась к хозяину.

Хлебнула проб­лем и семья фермеров из крестьянского хозяйства “Ержанова К. Р.”. Стоящие у его руля супруги Алтай АБИШЕВ и Айсулу ДЖУКЕНОВА осенью 2018 года доверились Оспановой и взяли кредит по программе “Сыбаға” в размере 70 млн тенге. Бизнесвумен обязалась доставить им 104 головы КРС абердин-ангусской породы и получила за это 42,5 млн.

Спустя полгода в хлев попали только 32 буренки, а ответственность за недобросовестное исполнение обязанностей Оспанова вновь переложила на найденного по объявлению Скакбая. Через некоторое время он все-таки привез в Карагандинскую область еще 53 коровы. Но в документах их цена была на порядок ниже, чем покупатели договорились с Аксанат.

Почувствуйте разницу: договаривались брать по 625 тысяч за голову, а привезли каких-то “дешевок” по 400 тысяч. Позднее доставили еще 16 похожих животных, явно не соответствующих обе­щанному качеству. Итого недосчитались трех коров. Кроме того, по словам фермеров, скот оказался больным и старым и вскоре стал гибнуть. В общем, одна морока получилась, а не развитие животноводства.

Замыкает список обманутых глава экибастузского крестьянского хозяйства Толеген КАРАШАШЕВ. Он оказался единственным из пострадавших, кто не контактировал с гражданкой Оспановой, а работал напрямую с Максатом Скакбаем. Фермер тоже взял кредит из фонда на покупку племенного скота под залог своего кафе. Заплатив поставщику 30 млн тенге, Карашашев собирался стать владельцем 50 коров казахской белоголовой породы и 50 телят. Но так их и не дождался. Притом лишился не только этих денег. Впоследствии кредитные организации через суд взыскали с него 75 млн тенге.

Вроде бы из этой истории понятно, что орудовала группа злоумышленников, обиравшая доверчивых фермеров. В общей сложности потерпевшие насчитали свыше 100 млн тенге ущерба и вдобавок требовали серьезные компенсации за понесенные убытки и моральный вред - от 30 до 158 млн. Однако под карающий меч Фемиды почему-то попал только один Максат Скакбай. Его по окончании разбирательств признали виновным лишь по двум эпизодам мошенничества в особо крупном размере, совершенном в отношении Саберлинова и Карашашева. Их чаяния были удовлетворены частично: в пользу того и другого взыскали 33 и 30 млн соответственно. Остальные финансовые претензии им посоветовали предъявлять в гражданском порядке. Помимо наказания рублем Скакбая отправили в колонию на 6 лет 8 месяцев.

Почему же суд счел обвинения по эпизодам супружеской четы Абишев - Джукенова и бизнесмена Тунгатарова необоснованными? Первые все-таки получили скот, пусть старый и больной (в контракте не было указано, что он должен быть молодым и здоровым) и с недостачей в три головы. Но взамен Скакбай предоставил им бычка. А в случае со вторым потерпевшим выплыла очевидная деталь: он вообще не был знаком с подсудимым и никогда не имел с ним дел. Оказалось, что Аксанат Оспанова при заключении договора с Тунгатаровым поставила подпись за Максата своей рукой, что подтвердила почерковедческая экспертиза.

По идее, уже можно говорить хотя бы о подозрениях в подделке документов. Однако правоохранители по непонятной причине на стадии досудебного расследования приняли процессуальное решение о прекращении уголовного преследования в ее отношении. А суд не наделен правом предъявлять ей какие-либо обвинения.

Но зато свое резкое мнение по этому поводу вершитель правосудия из Казыбекбийского райсуда Караганды Аргын КУТЫШЕВ изложил в частном постановлении в адрес областной прокуратуры и регионального ДП. Дело по эпизоду Тунгатарова было вновь направлено в надзорный орган для преследования других лиц. А в следующем абзаце пояснялось, каких именно. “…В судебном заседании потерпевшие Саберлинов и Джукенова были крайне возмущены качеством расследования уголовного дела в части прекращения в отношении Оспановой уголовного преследования, так как они деньги все передавали Оспановой, которая обещала поставку скота…” - отметил в частнике судья. Поэтому, скорее всего, у этой истории об “успешном” развитии животноводства еще будет продолжение.

Ирина МОСКОВКА, Караганда

Поделиться
Класснуть