1817

Единственная дорога

Азиатский банк развития не будет рассматривать вариант прокладки трассы на Иссык-Куль через национальные парки Казахстана и Киргизии.

Единственная дорога

В конце прошлого года зампред кабинета министров Киргизии обсудил с представителем Азиатского банка развития (АБР) проект по строительству автотрассы, которая соединит Алматы с побережьем озера Иссык-Куль. Соглас­но опубликованной на сайте АБР оценке экономического воздействия имеется три варианта прокладки дороги. Стоимость строительства варьируется от 81 до 587 миллионов долларов. При этом дороги через перевал Озерный и Тургень пролегают по территории Иле-Алатауского и Кольсайского национальных парков, а также киргизского государственного заповедника Чон-Кемин.

В связи с этим казахстанское экологическое общество “Зеленое спасение” и киргизское общественное объединение “Независимая экологическая экспертиза” обратились в АБР, в секретариат Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, к министрам иностранных дел, а также к главам экологических министерств Казахстана и Киргизии с просьбой исключить из рассмотрения варианты, затрагивающие нацпарки (см. “Спорные километры”, “Время” от 25.12.2021 г.).

После этой публикации мы получили письмо из АБР, проливающее свет на некоторые детали нового проекта. По данным финансовой организации, он был инициирован в 2019 году межправительственной комиссией Казахстана и Киргизии, которая рекомендовала подготовить экономическую оценку проекта. В декабре 2020 года по запросу правительств двух стран АБР представил отчет об оценке экономического воздействия, о котором мы и писали.

По результатам этого отчета АБР в 2021 году согласился провести юридический скрининг возможных вариантов государственно-частного партнерства, позволяющий оценить нормативно-правовую базу, которую обе страны могут использовать для дальнейшей подготовки проекта и его реализации. По правилам АБР оценка экономического воздействия и юридическая проверка входят в подготовительный этап и обязательны до начала подготовки самого проекта. Кроме того, необходимо, чтобы правительства Казахстана и Киргизии заключили официальные соглашения. Если это будет сделано, то следующим шагом станет разработка технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации, включая оценку воздействия на окружающую среду.

“В случае, если правительства двух стран заключат соглашение о подготовке проекта, обратятся в АБР за поддержкой в подготовке и/или финансировании проекта и АБР согласится ее оказать, тогда АБР окажет содействие правительствам в проведении экологической оценки и консультаций в соответствии с требованиями политики АБР по защитным мерам, а также применимых экологических конвенций”, - сообщил банк.

При этом, заверили в АБР, рассматривать варианты прокладки дороги через национальные парки банк не намерен.

“Просим обратить внимание, что трасса Алматы - Узынагаш - Новый Кастек является единственной, для которой АБР будет рассматривать потенциальные варианты ГЧП, в частности, из-за финансовых, технических, географических и экологических со­ображений. Она расположена далеко за пределами национальных парков обеих стран”, - говорится в письме АБР.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть