Спорные километры
Казахстанские и киргизские экологи требуют отказаться от планов по прокладке дороги на Иссык-Куль через национальные парки
Разговоры о строительстве короткой трассы между Алматы и побережьем озера ведутся еще с советских времен. По данным экологического общества “Зеленое спасение”, в 1990-х годах даже была проложена так называемая грунтовка через перевалы Озерный и Кок-Айрык, однако пользовались ею в основном велосипедисты и пешие туристы. Но потом границу между Казахстаном и Киргизией закрыли, и дорога постепенно пришла в негодность.
В 2007 году киргизская сторона при финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития разработала предварительное технико-экономическое обоснование, в котором были проанализированы и оценены три варианта строительства трассы на участке между Узынагашем и киргизским Кемином. Но позже проект стоимостью около 50 миллионов долларов был заморожен по причине отсутствия интереса со стороны инвесторов.
В 2012 году Казахстан и Киргизия согласовали меморандум о взаимопонимании, касающийся строительства трассы. А в 2015-м “КазАвтоЖол” договорился с Китайским банком о получении льготных кредитов на строительство ряда дорог, в том числе на Иссык-Куль. Но дальше проекта дело опять не пошло.
В 2019-м киргизская сторона вновь вернулась к рассмотрению вопроса о строительстве дороги в рамках финансируемого Азиатским банком развития (АБР) пилотного проекта “Экономический коридор Алматы - Бишкек” (ЭКАБ). В ноябре 2021 года зампред кабинета министров соседней республики обсудил с представителем АБР вопрос продвижения проекта, который, как следует из размещенной на сайте банка оценке экономического воздействия, предусматривает три варианта прокладки трассы Алматы - Чолпон-Ата.
Прямая дорога через перевал Озерный протяженностью 85 километров предполагает строительство туннеля через хребет Кунгей Алатау на высоте 3000 метров. Время в пути - около 1 часа 40 минут. Трасса подходит для легковых автомобилей, автобусов и легких грузовиков, движение по ней возможно не круглый год, а только с июня по ноябрь. Стоимость этого варианта оценивается в 587 миллионов долларов.
Восточная трасса пролегает по маршруту Алматы - Тургень - плато Ассы - долина реки Чилик - Ананьево - Чолпон-Ата. В данном случае тоже предлагается пробить туннель через Кунгей Алатау в Байсарскую долину на высоте 2900 метров. Эта трасса может быть открыта с июня по ноябрь. Протяженность маршрута - 216 километров, время в пути - чуть более трех часов.
Западная трасса по маршруту Алматы - Узынагаш - Кемин - Чолпон-Ата включает в себя три варианта. Первый представляет собой дорогу через перевал Новый Каракастек протяженностью 291 километр, время в пути - около четырех часов. Это самый дешевый вариант, стоимость которого варьируется от 81 до 94 миллионов долларов.
Есть еще один проект - через перевал Масанчи. Расстояние - 351 километр, его можно будет преодолеть за 4,5-5 часов. Ориентировочная стоимость - 93-113 миллионов долларов. Проехать по обеим этим дорогам можно будет только в теплое время года. А вот третий вариант, длиной 260 километров, с пробивкой туннеля протяженностью 14,6 километра на высоте 1600 метров, может быть круглогодичным. Время в пути - около 3,5 часа, цена вопроса - 518 миллионов долларов.
При этом прямая трасса будет пролегать через территорию Иле-Алатауского национального парка с нашей стороны и государственного природного парка Чон-Кемин - с киргизской. А восточная трасса затронет Иле-Алатауский и Кольсайский нацпарки. И это очень беспокоит экологов обеих стран, которые недавно обратились по этому вопросу в АБР, секретариат конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо), к министрам иностранных дел, а также к главам экологических министерств Казахстана и Киргизии.
В письме за подписью председателя “Зеленого спасения” Сергея КУРАТОВА и председателя киргизского общественного объединения “Независимая экологическая экспертиза” Олега ПЕЧЕНЮКА адресатам напоминают о необходимости соблюдать принятые АБР “Защитные меры по охране окружающей среды”, а также положения конвенции Эспо. Кроме того, в соответствии с протоколом “О международных автомобильных дорогах СНГ” при проектировании трассы Алматы - Чолпон-Ата следует учитывать такие факторы, как “органическое соединение дороги с окружающей средой, воздействие окружающей среды на участников дорожного движения и охрана дороги от пересечения ее животными”. Необходимо также оценивать влияние дороги и дорожного движения на людей, флору и фауну, состояние почвы, воду, микроклимат, воздушную среду, пейзаж, объекты на дороге и культурное наследие.
“…Просим вас инициировать процесс трансграничных консультаций на самой ранней стадии проектирования намечаемой деятельности и, в соответствии с конвенцией “О биологическом разнообразии”, исключить из рассмотрения варианты дороги, проходящие через национальные парки Иле-Алатауский и Кольсайские озера. Иле-Алатауский национальный парк включен в предварительный перечень от Республики Казахстан для номинации в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Исключить из рассмотрения варианты дороги, проходящие через государственный природный парк Чон-Кеминский, а также Иссык-Кульский заповедник”, - говорится в обращении “зеленых”.
Официальных ответов на свое письмо экологи пока не получили.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы