3845

Генеральная уборка

Почему в казахстанской школе трудно исполнять Трудовой кодекс

Генеральная уборка

Школа №40 в Петропавловске на особом счету. Здесь внедряют принципы инклюзивного образования, когда в одном классе занимаются и обычные дети, и ученики с особыми образовательными потребностями. У таких ребят, правда, в расписании меньше общеобразовательных предметов, их заменяют труд или музыка, а также занятия со специалистами. Три года назад для них даже оборудовали специальный кабинет на средства благотворительного фонда - современный и яркий. И сложно поверить в то, что первым делом нового заместителя директора по административно-хозяйственной части (АХЧ) Алии АЛИБАЕВОЙ стала война с тараканами и крысами.

Алия АЛИБАЕВА.

- Этим летом я сама ее пригласила, долго уговаривала, потому что наслышана о ней, как об очень требовательном, ответственном сотруднике. Я ей сказала: наведите порядок, - говорит директор школы Роза МУРЗАТАЕВА.

Сейчас между начальницей и подчиненной скандал, в ход идут жалобы во все инстанции и даже заявления в полицию. Наводить порядок новый замдиректора взялась рьяно, и не только с тараканами.

- Была страшная грязь в школе! Мне директор так и сказала: работники блока АХЧ совсем распустились, - говорит Алибаева. - Тараканы по школе бегали, сыпались прямо с потолка. Я спрашивала: почему не травите-то? А мне со смехом отвечали: да у нас двадцать лет эти тараканы! Ну это же не дело, тут дети все-таки. Фирма-дезинсектор выставила нам счет на 60 тысяч тенге, думала, школу закроем перед новым учебным годом и потравим. Но денег не нашли. И тогда я их народными средствами вывела, борной кислотой! В течение месяца все исчезли, и сейчас их нет. А вокруг школы частный сектор: мыши и крысы тут частые гости... Как-то прибегают ко мне: в туалете девочек огромная крыса сидит. А если бы укусила?! Все дыры закрыли цементом со стеклом, каждый месяц отраву подсыпаем, пока их не видно.

За порядком в небольшой школе всего на пятьсот учеников следят согласно документам кроме замдиректора по АХЧ еще пятнадцать человек, не считая сторожей, вахтеров и гардеробщиц. На деле получается так, что число людей от числа ставок сильно отличается.

- Стала я знакомиться со сторожами, - продолжает Алибаева, - у нас три ставки. И сторожа вроде тоже три. Но один не оформ­лен как сотрудник! А у тех двоих по полторы ставки. Оказывается, они оба отдают свои полставки третьему. А все потому, что тот не имеет права формально работать нигде, кроме своего основного места. Вдруг что-то случится, воровство или еще что похуже, а у нас на дежурстве неофициальный сторож, он встанет и уйдет! Зачем же так рисковать? Но у нас один сторож - муж главного бухгалтера, второй - сын главного бухгалтера, да еще и имеющий основное место работы. А третий, неофициальный, муж моей предшественницы, замдиректора по АХЧ!

Сейчас в школе три официальных сторожа. Но это, пожалуй, единственное, что принципиальная завхоз смогла исправить без вмешательства проверяющих комиссий. В начале нового учебного года она обнаружила в своем подчинении нового сотрудника: одновременно и разнорабочего, и работника отопительной системы, и… лаборанта! Всего полторы рабочие ставки. По случайному совпадению он оказался мужем завуча этой школы и действующим сотрудником одного из коммунальных предприятий Петропавловска. Алибаева было заикнулась, что по закону совмещать в таком количестве рабочих часов нельзя, потому что это физически невозможно. Но нажила себе еще больше врагов.

Нашелся также электрик, которого можно вызвать только в случае необходимости, но полный восьмичасовой рабочий день в табеле тому надлежит указывать обязательно. У сантехника и плотника не оказалось квалификационных удостоверений. А племянница директора, работающая в школе переводчиком, получала еще и полставки лаборанта без соответствующего образования. Это все Алибаева изложила в жалобе на имя начальника городского отдела образования. И в школу явилась проверка.

- Я все эти нарушения исправила! - восклицает директор школы. - Электрика перевела на полставки, он очень хороший специалист, но зарплата у него такая низкая, его невозможно держать в школе. Он согласился на ближайший месяц, а потом у меня снова будет вакансия. И слесаря-сантехника с квалификационным документом на такую зарплату трудно найти, сейчас мы его обучаем. Разнорабочего-лаборанта вообще уволила, а так жаль, мужские руки в школе очень нужны. Кто за 50 тысяч пойдет в школу разнорабочим! И со своей племянницы полставки лаборанта тоже сняла. Лаборанта в школу вообще трудно найти: зарплата маленькая, а ответственность большая. Да что говорить о работниках АХЧ! Я главного бухгалтера найти не могу. Наш главбух уже третий раз возвращается на работу после ухода на пенсию: долго никто не задерживается, опять же, из-за низкого оклада.

Докинуть лишнюю половинку вакантной ставки лаборанта, разрешить сотруднику иметь другое, основное место работы - единственный способ хотя бы как-то обеспечить жизнедеятельность школы. Проворачивать такое, правда, можно только с хорошо знакомыми людьми, поэтому, видимо, в школе сплошные родственники и знакомые. Причем такая ситуация не только с техперсоналом.

- У меня кроме ставки зама по АХЧ полторы ставки заместителя по воспитательной работе, полторы по учебной работе, - продолжает Мурзатаева. - Сколько у меня всего замов? Сейчас подсчитаю, я их в голове всех не могу удержать… Получается, два заместителя по воспитательной части, два по учебной и один по науке. И по АХЧ. Шестеро. Это им надбавка к учительской зарплате. А если “одна ставка - один человек”, никто не пойдет в заместители директора. Сейчас и в директора-то с небольшим желанием идут!

В городском отделе образования, видимо, в положение директора вошли и не стали слишком сурово наказывать. Мурзатаева получила выговор и обязалась привести все в порядок.

После проверки из гороно, по словам Алибаевой, в школе резко возросло потребление офисной бумаги: там массово заполняют и подписывают трудовые договоры. Оказывается, даже этих самых важных документов здесь не было. Она сама получила на руки договор лишь в ноябре, спустя четыре месяца после приема на работу. Очень вовремя: в школу нагрянула проверка инс­пекции труда.

Такую “генеральную уборку” в школе можно было бы считать успешной, если бы этим все и закончилось. Но сейчас здесь бурлит настоящий скандал: одна из завучей заявила в полицию о побоях, которые нанесла ей Алибаева в стенах школы. В свидетелях по этому делу директор Мурзатаева и еще три сотрудницы школы. Несмотря на то что экспертиза никаких телесных повреждений не обнаружила, Алибаева признана виновной, но суд назначил ей менее строгое наказание - штраф.

Зато после этого в полицию обратились и уборщицы школы, обвиняя свою новую начальницу в грубости. То, что приходилось быть резкой, не отрицает и сама Алия и вспоминает, с каким трудом отучила подчиненных курить в стенах школы. “Мы всегда работали летом до двух, а Алибаева заставляла нас трудиться до четырех, до пяти!” - возмущенно жалуется одна из них.

- Я не могу защитить своих работников от нее! - горько восклицает Мурзатаева в подтверждение этих слов.

Правда, на вопрос, сколько часов им положено работать по договору, директор предпочла не отвечать. Зато показала видео с камеры наблюдения, на котором Алибаева заставляет уборщицу надеть защитную маску.

Сейчас, активно взявшись за приведение документов в порядок, в школе вдруг обнаружили, что квалификационным требованиям не соответствует… и сама Алибаева!

- Получается, и ее вы приняли на работу с нарушениями? - задаю директору резонный вопрос.

- Это, знаете ли, двоякий воп­рос. Давайте я не буду на него отвечать. Но теперь мы ее будем по-другому увольнять.

Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть