Потеря памяти
За последние пару лет из скверов и с улиц Тараза исчезло много памятников, а те, что остались, не в лучшем состоянии. Недавно группа активистов в одном из парков города решила организовать ретропарк в неоклассическом стиле: установить там некогда популярные памятники, аппараты с газированной водой, любимые многими аттракционы. Однако интересный проект, одобренный Министерством информации и общественного развития, может сорваться по причине того, что пара местных блогеров решили: память о Советском Союзе таразцам не нужна.
Само предназначение памятника - напоминать о чем-то. Будь то человек, событие, история. И просто так скульптуры не появляются. Взять к примеру памятник Жамбылу Жабаеву. По эскизу скульптора Хакимжана НАУРЫЗБАЕВА его отлили из ленинградского чугуна в 1961 году и установили в самом сердце города недалеко от Зеленого базара. Даже когда базар перенесли в связи с археологическими работами, тогда еще аким области Канат БОЗУМБАЕВ памятник оставил на месте. Потому что это символ города, его хранитель и главная достопримечательность.
Но возглавив область, Аскар МЫРЗАХМЕТОВ решил, что памятник Жамбылу Жабаеву должен стоять перед зданием областного акимата, а на его месте установили 40-метровую стелу с часами, которая якобы должна напоминать о быстротечности времени. Злой рок это или случайное совпадение, но часы постоянно выходят из строя и редко показывают точное время.
Памятник Жамбылу все-таки вернули, после того как активисты историко-краеведческого центра “Обелиск” обратились в суд. Установили его перед акиматом. А куда дели копию, неизвестно.
С переносом базара связана история и другого памятника - джентльменам удачи. Наша газета делала о нем не одну публикацию (см. “Доценту удалось спастись”, “Время”, от 22.10. и “Акимат - за Хмыря, народ - за верблюда” от 19.11.2019 г., “Неприкаянные джентльмены” от 2.3.2021 г.). Только спасти всенародно любимую композицию не удалось: сначала в городском акимате обещали ее восстановить, а потом она просто бесследно исчезла с базы коммунального товарищества “Жасыл Тараз”.
Интересные скульптуры на Аллее любви по улице Сулейменова появились после Международного симпозиума скульптуры, проходившего в 1989 году в Жамбыле. Горожанам особенно полюбились композиции влюбленных, борцов, стены бюрократии. Кстати, именно последняя работа американца Дерика ФИТСАЙМОСА была признана лучшей. Сегодня их можно увидеть только на старых черно-белых фото.
Куда деваются старые памятники, мы спросили у руководителя отдела архитектуры, строительства и градостроительства акимата Тараза Алмасбека БОБЕЕВА.
- Памятники, которые убирают из города, по-моему, хранятся на базе “Жасыл Тараз”. Насколько мне известно, кроме них, таких организаций в городе больше нет. Это нужно уточнить, - сказал он.
Заместитель директора ТОО “Жасыл Тараз” Айдын БЕЙСЕКОВ говорит, что никаких памятников у них на базе нет и не было.
- Как так? Я лично видела в последний раз останки джентльменов удачи именно там и успела запечатлеть уцелевшего Доцента...
- Нет-нет. На какой базе вы его видели? У нас нет никаких памятников. Обычно их подрядчики забирают сразу, те, которые устанавливают. А куда забирают, я не знаю, - признался он.
Получается, что контроль за скульптурами не осуществляется и отследить маршрут их перемещения невозможно. А ведь памятники - это не только история, но и немалые деньги. В советское время их изготовляли из качественного мрамора, гранита, а то и отливали из бронзы. И было бы неплохо, если бы артефакты, связанные с историей региона, хранились в одном месте.
Как вариант активисты “Обелиска” предложили обустроить ретропарк в неоклассическом стиле. Сама идея была поддержана Министерством информации и общественного развития в рамках общенационального проекта Вirgemiz: Asyl Mura, инициированного национальной волонтерской сетью.
- Как координатор этого проекта, я могу сказать: на территории ретропарка будут расположены артефакты детства наших родителей, дедушек и бабушек, аттракционы. Это будет место, куда они смогут прийти, чтобы вспомнить свою молодость, показать детям и внукам, чем они увлекались, во что играли, как жили. Это важно, потому что без прошлого нет будущего. Почему-то все сейчас зациклились на памятнике Ленину. Да ведь это не абы какой памятник. Это именно та скульптура, которая стояла у входа в наш парк. У каждого есть свои воспоминания, связанные с ней. И ничего здесь политического нет. Создание тематического ретропарка - зоны отдыха для представителей старшего поколения, а также для молодежи и для семейного отдыха - это дань уважения старшему поколению, нашим предшественникам, строившим наш город, нашу страну, - уверена представитель “Обелиска” Мухаббат АЛИМХАНОВА.
Парк в стиле советского периода отлично вписался бы и в исторический ансамбль, расположившись между древним Таразом, аулиеатинским кварталом и современным городом, став еще одной достопримечательностью областного центра. Там гости смогли бы увидеть телефонную будку и почтовый ящик, в который опускали письма, настоящий горн и барабан, примерить пионерский галстук и значок октябренка, сфотографироваться.
Активисты уверены: если молодое поколение будет знать историю, понимать ее, то и отношение к ней будет совсем другое.
Включив проект в сборник успешных волонтерских идей уходящего года, МИОР отметило, что решит проблему сохранения историко-культурных объектов и монументов ХХ века, а также досуга людей пенсионного возраста через общие мероприятия, позволит укрепить связь поколений, поспособствует патриотическому воспитанию молодежи путем знакомства с этапами истории родного города, с представителями прошлой эпохи, их культурой, образом жизни, увлечениями.
Однако нашлись те, кому идея не понравилась, и они сразу же стали искать единомышленников. Причем делать это непорядочно.
Вряд ли комментаторы знают, что именно активисты “Обелиска” отстояли памятник Жамбылу и продолжают биться за аулиеатинский квартал, от которого местные исполнительные органы спешат избавиться, ведь он занимает лакомые участки в самом сердце города. А может, поэтому все ответственные лица бездействуют? Чужими руками убирают “Обелиск”, ставший им поперек горла?
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото автора, Орлика КИМА и Юрия КИМА, Тараз